Лидия Волкова
Использование разных форм словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Устная речь — универсальное средство человеческого общения.
При сохранном слухе ребенок овладевает устной формой словесной речи в естественной речевой среде по подражанию.
Одним из важнейших условий овладения словесной речью неслышащими детьми является насыщенная речевая среда и вовлечение ребенка в совместную со взрослым речевую деятельность: он должен видеть вокруг себя говорящих людей. Ребёнок начинает смотреть в лицо говорящему, обращать внимание на его губы, пытаясь понять обращённую к нему речь в соответствии с ситуацией, действиями и т. д. У него начинают актуализироваться речевые задатки и развиваться речевое поведение, появляется потребность в установлении речевых контактов. Очень важно, чтобы речь сопровождала все виды деятельности детей, взрослых, детей со взрослыми.
Публикация «Использование разных форм словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На первоначальных этапах речевого развития (до 3,5-4 лет) главной установкой выступает формирование устной речи. Когда начинающий обучаться словесной речи неслышащий ребёнок ещё рефлекторно шевелит губами, вводится речевой материал в устной форме на слухо-зрительной основе. Это необходимо делать, чтобы речь в её природном звуковом варианте даже в зачаточном состоянии была активизирована, поддержана и не угасла совсем. В устной речи на данном этапе допустимо приближённое проговаривание (иногда лишь намёки на какое-то слово). Устная речь должна пройти этот период «неточности». Лепетное или усечённое, или воспроизводящее лишь контур слово восполняется, уточняется подкреплением полного состава письменного слова (на табличке). Это вспомогательное средство сначала воспринимается тоже слитно, целостно, глобально, без различения отдельных букв.
Произносительная сторона устной речи на первоначальном этапе обучения детей с нарушениями слуха формируется на основе подражания движению речевых органов взрослого, при использовании слухового восприятия и через применение фонетической ритмики.
Для формирования соотнесения предмета с его названием, зафиксированным на табличке, целесообразно на начальном этапе продолжать учить детей подбирать парные таблички, одна из которых уже соотнесена с предметом. По мере накопления речевых единиц в ходе разных ситуаций и видов деятельности дети самостоятельно находят и подкладывают нужные таблички к предметам, совершают заданные действия и т. д. Многократно воспринимая одни и те же таблички в разных условиях, дети начинают различать их по характерному образу некоторых букв в слове, узнавать одни и те же буквы в разных словах и соотносить их с артикуляцией звуков в речи взрослого.
На последующих этапах обучения устная речь формируется также на слухо-зрительной основе, но с подкреплением ее вспомогательными средствами (аналитическим чтением и письмом, дактилологией).
На первоначальном этапе обучения (до 3,5-4 лет) устная форма речи выступает как исходная, подкрепляемая глобально считываемой печатной табличкой, а на последующих этапах обучения в детском саду для неслышащих детей устная форма речи в сочетании с другими формами речи отрабатывается как ведущая.
Письменная речь в обучении дошкольников с нарушением слуха применяется на первых двух этапах исключительно как вспомогательное средство для усвоения словесной речи. И только на заключительном этапе коррекционного обучения она может стать самоценной, но лишь на уровне печатного шрифта, а не рукописного.
Целостный образ слова у слышащего ребенка формируется под контролем слуха. Для неслышащего дошкольника этот целостный образ, включая весь звуковой состав, приходится формировать, зафиксировав слова в графической форме. Хотя письменное слово воспринимается первоначально тоже целиком, глобально, все же оно легче, чем устное слово, членится на составные части (слоги, буквы). Поэтому с помощью письменного слова удобнее осуществить переход к аналитическому восприятию речевых единиц.
Письменная форма речи применяется как вспомогательное средство для усвоения словесной речи. Наряду с табличками, где слово дается печатными буквами целиком, педагог при достаточном закреплении наиболее употребляемых в общении слов, иногда может писать их на глазах у детей на бумаге или на доске побуквенно. В отдельных случаях слова складываются в наборном полотне из разрезной азбуки. Дети также могут постепенно подойти к письменному побуквенному воспроизведению знакомых слов, срисовывая эти слова с табличек.
Дактильная форма словесной речи (дактильная азбука)— специфическое вспомогательное средство, используемое в процессе обучения языку детей с нарушением слуха.
Введение дактильной формы словесной речи (с 3,5-4 лет) оказывается вполне своевременным, уместным, оправданным.
По структуре дактильная форма речи совпадает с письмом, а по функции она приближается к устной речи.
Каждая дактилема соответствует одной из букв алфавита, и само положение пальцев её по внешнему облику напоминает изображение конкретной буквы. Цепочка букв, представленных в написанном слове, может быть передана в виде цепочки движущихся пальцев (при переходе из одного положения их в другое). Структура любого слова, зафиксированного на письме, может быть абсолютно точно продактилирована, как бы прописана в воздухе.
Поскольку рука всегда находится при себе, дактилировать можно в любом месте, а не только сидя за столом. Это позволяет использовать дактильное слово в отсутствие нужной таблички.
В отличие от написанного слова на табличке, которое предъявляется целиком, его дактильное воспроизведение может быть передано в более замедленном темпе, по слогам, а иногда с остановкой на отдельных знаках (при пропусках звуков) или подчёркиванием окончаний в словах.
Ознакомление детей с дактильной формой речи осуществляется при сохранении ведущей роли устной речи.
Не рекомендуется заставлять заучивать дактилемы в отрыве от речевого материала по таблице с дактильно-буквенным алфавитом. Важно, чтобы дети первоначально усвоили наиболее простые по конструкции знаки с включением их сразу же в устно-дактильное воспроизведение маленьких, знакомых по содержанию слов на табличках (мама, папа, тут, там, юла и т. д.)
Как устная форма речи дактилология может быть использована в любой ситуации общения — это её плюс. Положительная роль её выражается и в точности воспроизведения буквенного состава слова. Она ускоряет процесс аналитического чтения (способствует достаточно быстрому усвоению графической системы — запоминанию изображений букв). Ручные кинестезии влияют на речевые кинестезии и тем помогают устной речи.
Речевой материал (сообщения, вопросы, инструкции) предъявляется ребенку в устной форме, затем прочитывается по табличке (устно, после этого проговаривается устно-дактильно, и, наконец, опять произносится в естественном темпе устно с соблюдением правил орфоэпии.
Ребёнок в своей отражённой речи или ответах на вопросы также первоначально воспроизводит речевой материал в устной форме (как он может по образцу устной речи педагога). Если его речь достаточно разборчива и внятна (исходя из отработанных произносительных навыков, можно этим удовлетвориться. А когда появляются те или иные искажения, особенно в плане звукопроизношения, его обращают к табличке, а иногда при неуверенном проговаривании заставляют слово продактилировать в отрыве от таблички. И даже если ребёнок правильно воспроизвёл слово в дактильной форме, ему в заключение предлагают ещё раз сказать без руки. Главный акцент делается на устной речи.
Такое разведение и сочетание разных форм речи позволяет постепенно часть речевого материала переводить из пассивного словаря в словарь активный. В случаях затруднения в проговаривании слова или забывания его звукового состава дети обращаются за помощью к табличке или пытаются припомнить, опираясь на дактилирование.
На основе дактильного проговаривания, дети быстрее запоминают вводимые в речь языковые единицы и усваивают больший объём речевого материала, чем при бездактильном обучении.
Использование дактилологии в обучение речи неслышащих дошкольников в целях усиления коммуникативной направленности процесса речевого развития, способствует более высоким показателям общего развития детей и качеством подготовки их к обучению в школе.
Дактилирование ребенком усваивается по подражанию взрослому.
Чтобы у ребёнка была сформирована плавная, чёткая, правильная дактильная речь, он должен иметь хорошие образцы дактилирования взрослого.
Дактилирование по темпу несколько отстает от устного проговаривания, но оно должно быть тоже ритмичным (не побуквенным, с чётким положением руки (на уровне груди, правильной комбинацией пальцев (каждой дактилемы, не слишком удалённым от глаз собеседника (около 2-2,5 м). Смазанная дактилология, быстрый темп, дополнительные движения руки по вертикали и горизонтали, дактилирование при ходьбе — всё это мешает правильному восприятию и усвоению речевого материала в этой форме. Нежелательно, чтобы на пальцах взрослого были какие-либо отвлекающие моменты.
Слышащие родители, имеющие детей с нарушением слуха, иногда панически боятся дактилологии, путая её с мимико-жестовой речью. Отличия эти весьма существенные.
Отдельные жесты в виде имитации действий или передающие внешний вид какого-либо предмета (изображения) могут использоваться при разъяснении определённых ситуаций, уточнении понимания смысла инструкций и т. д. Важно предусматривать такие случаи и готовить дополнительный дидактический материал (реальные предметы или их изображения); отбирать соответствующий речевой материал, использовать демонстрацию действий и т. п.
Важным условием является правильное соотнесение различных форм речи в зависимости от этапа работы над словом.
Если на начальном этапе обучения используется только устная форма речи (слухо-зрительное, слуховое и зрительное восприятие, то в дальнейшем вводится письменная форма речи (таблички) и работа ведётся при соотношении двух форм с приоритетом одной из них в зависимости от способностей ребёнка к самостоятельному говорению. При использовании дактилологии как вспомогательного средства для усвоения звуко-буквенной структуры слова письменная форма (табличка) является ведущей формой. Но как только состав слова усвоен, ведущей формой становится устно-дактильная и необходимость использования таблички отпадает. По мере овладения ребёнком произношением ведущей становится устная форма речи и говорение осуществляется без дактильного сопровождения.
Таким образом, реализуется основная задача формирования словесной речи – овладение ребёнком устной речью.