Приложение МААМ

Использование проектной деятельности для творческого развития личности ребенка

Ирина Ефременко
Использование проектной деятельности для творческого развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Предоставлено:

на августовскую конференцию педагогов-психологов Благодарненского городского округа

27.08.2021г.

Информация

по теме: «Использование проектной деятельности

для творческого развития личности ребенка».

Подготовила и провела:

педагог-психолог МДОУ «ДС №19» Ефременко Ирина Анатольевна

Информация «Использование проектной деятельности

Публикация «Использование проектной деятельности для творческого развития личности ребенка» размещена в разделах

для творческого развития личности ребенка».

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Итак, хочу представить вам свое выступление на тему «Использование проектной деятельности для творческого развития личности ребенка».

Эти слова полностью выражают суть того, о чем мы сегодня будем говорить.

Слайд 2

Свое выступление мне хотелось бы начать с цитаты русского педагога Константина Николаевича Вентцеля:

«На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»

Слайд 3

Всем известно, что первой ступенью обучения ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Одной из важных задач является поиск новых методов, форм и средств воспитания и образования детей дошкольного возраста на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Так вот уникальным средством сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании и методом развития творческих способностей дошкольника является технология проектирования.

Слайд 4

Начнем с базиса данной темы. Проектный метод - новый, емкий, интересный метод, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность развивает волевые качества ребёнка, любознательность, воображение, навыки партнёрского взаимодействия.

Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то конкретного вопроса.

Слайд 5

Кроме того, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. С ними вы можете ознакомиться на слайде.

Итак, какие же условия способны помочь в процессе развития творческих способностей ребенка :

1. Создание обстановки, опережающей развитие дошкольника.

2. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел и т. д.

3. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

4. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но следует помнить, что создание благоприятных условий недостаточно для развития у ребенка творческих способностей. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Слайд 6

Изучив соответствующую методическую литературу, затрагивающую вопросы технологии проектирования и использования метода проектов в ДОУ, я стала внедрять проектный метод в свою воспитательную работу с детьми.

Слайд 7

Наше дошкольное учреждение работает по Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Вераксы. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

Слайд 8

Цель исследования: способствовать развитию у детей познавательной активности и творческих способностей, любознательности, потребности в умственных впечатлениях. Создать условия для самостоятельного познания и размышления дошкольников.

Задачи исследования:

-расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей;

-развитие познавательных способностей;

- развитие творческих способностей;

-развитие коммуникативных навыков;

-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

-развитие самоконтроля;

-активизация работы через взаимодействие с семьёй.

С целями и задачами моего исследования вы можете ознакомиться на слайде.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться и критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, такие как: удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.

Слайд 9

Хочу обратить ваше внимание, что проектная деятельность основывается на принципах, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.

-Принцип научности.

-Принцип доступности.

-Принцип последовательности.

-Принцип целостности.

-Принцип активного обучения.

-Принцип результативности.

Работая с детьми, использовала разные типы проектов, которые актуальны для дошкольного образования.

Слайд 10

На слайде ознакомьтесь, пожалуйста, с типами проектов :

1. По доминирующему методу: исследовательские, информацион-ные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей,

4. По количеству участников проекта : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

5. По продолжительность выполнения проекта : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Темы проектов различны, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Старалась не оставлять без внимания различные события, праздники происходящие в жизни детей. Это может быть событие, которое произошло в детском саду, и которым заинтересовалась вся группа и т. д.

Слайд 11

Существует несколько видов проектов в ДОУ по ФГОС, а именно:

Творческий вид. (Со 2 младшей, возраст 3-5 лет) Это специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме.

Исследовательский вид. (Старший возраст, от 5лет) Малыши проводят разнообразные безопасные опыты. Полученные результаты они оформляют в стенгазеты или альбомы, устраивают выставки.

Игровой вид. (Со 2 младшей, возраст 3-4 года) Это проекты, в основе которых лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач.

Информационный вид. (Со средней группы 4-5 лет) Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.

Переходя к практической составляющей исследования, хотела бы отразить этапы разработки проектов :

1этап – организационный

2 этап – планирование работы

3 этап – реализация проекта

4 этап – презентация проекта

Слайд 12

На 1 этапе педагог формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей, помогает ребенку выбрать наиболее актуальную для него задачу на определенный отрезок времени. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует. Определяется продукт проекта.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий. На данном этапе необходимо верно сформулировать актуальную для детей тему с выходом на результат. Самым простым способом поиска необходимой темы является использование модели «Трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Слайд 13

• В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые.

• В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми, так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты).

• В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос («Какую тему для обсуждения вы предлагаете?», «Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?», «Какую тему выбрало большинство детей?») - детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.

На 2 этапе (Планирование работы) происходит работа по следующим пунктам:

- к кому обратиться за помощью;

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать;

- с какими предметами научиться работать для достижения цели;

- составление плана движения цели (поддержание интереса детей и родителей);

- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;

- консультация со специалистами ДОУ;

- составление плана-схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями);

- сбор информации, материалов;

Слайд 14

3 этап. Реализация проекта.

Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. Осуществляет сбор накопленного материала.

-Занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

- домашние задания родителям и детям;

- самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).

На данном этапе дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Очень важно – создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Слайд 15

Методы реализации проекта

Практические - создание развивающей среды; экскурсии, наблюдения; оформление уголков в группах для познавательного развития детей.

Словесные – беседы, наблюдения; чтение худ. литературы, заучивание стихотворений; дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Наглядные – выставки, конкурсы; сбор фотоматериалов; рассматривание иллюстраций; ознакомление с художественными образами искусства; личный пример взрослых.

Заключительный этап работы над проектом является презентация проекта.

Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : это праздники, занятия, досуг, составление книги, альбома совместно с детьми; подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании; обобщение опыта работы).

Слайд 16

При подготовке к проекту придерживалась плана, который отражен на слайде:

•Постановка цели проекта.

•Разработка плана движения к цели

•Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

•Составление перспективного плана

•Сбор, накопление материала.

•Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

•Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

•Презентация проекта, открытое занятие, совместная работа детей и взрослых, мероприятия, постановка сказок.

Работая над проектами проводила мероприятия, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников: проведение специальных занятий, в числе которых занятия по рисованию, музыке, развитию речи, управление детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей; использование специальных игр, развивающих творческие способности детей; ну и конечно же работа с родителями.

Слайд 17

Работая с воспитанниками 4-6 лет, я разработала и внедрила ряд проектов : «Тайны волшебницы воды», «Семья», «Этикет дошкольника», «Неделя доброты», «Защитники Отечества», «Будь здоров», «Природа родного края».

Слайд 18

Одним из проектов, который помог мне развить творческие способности детей стал «Метод рисования ниточкой», который вы можете увидеть на слайде.

Слайд 19

См. на слайде

Слайд 20

«История новогодней игрушки»

Цель: Повысить интерес к истории новогодней игрушки. Повысить интерес к истории страны, укрепить связь поколений, приобщить к народной культуре.

Слайд 21

«День матери»

Цель: Сформировать представления детей о роли мамы в их жизни.

Слайд 22-25

См. на слайдах

Слайд 26

На данном слайде приведен список сайтов, на которых вы сможете найти интересную информацию по данной теме.

Слайд 27

В заключение отмечу, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Слайд 28

Кроме того, в процессе реализации проектной деятельности дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку и показать всем свою индивидуальность.

Слайд 29

Спасибо за внимание. Желаю вам творческих успехов!

Слайд 30

Библиографический список.

1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2020.№ 1. С. 24-36.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2018

3. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2018.

4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации. М., 2013.

5. Попова Н. С., Тукаева И. А. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка. Ростов н/Д., 2019.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектной деятельности для творческого развития личности ребенка
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 00:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проектной деятельности для творческого развития личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ефременко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД