Папки-передвижки

Использование приёмов Legoтехнологии при обучении грамоте старших дошкольников

Анна Храмова
Использование приёмов Legoтехнологии при обучении грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Изучив огромное количество научно-методической литературы, методик и технологий, меня заинтересовала идея развития речевой функции при помощи Lego-технологии. Эта технология позволяет строить занятия по обучению грамоте с учётом ведущей деятельности, которая в дошкольном детстве называется игра. Включая в образовательную деятельность элементы игры с конструктором Lego, можно придумывать сюжеты рассказов, сказок, обыгрывать истории самими детьми, помогать им в запоминании простых текстов и пересказе их близко по содержанию, моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании навыков звукового анализа и синтеза, развивать воображение и мелкую моторику.

Публикация «Использование приёмов Legoтехнологии при обучении грамоте старших дошкольников» размещена в разделах

На первом этапе внедрения технологии Lego в процесс обучения грамоте с целью повышения эффективности процесса овладения основами русского языка я познакомила родителей с возможностями конструктора в работе по данному направлению, подготовила для каждой семьи дидактический материал для закрепления полученных знаний в домашних условиях.

Работу по включению кирпичиков Lego в образовательную деятельность с детьми начинаю с введения термина «звук». С этой целью используются лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Для дифференциации гласных и согласных звуков в работе используются сыпучие материалы. Человечки красного цвета изображают гласные звуки, их туловище пустое, они всегда поют. В туловище человечков в синих и зелёных «костюмчиках» дети помещают сыпучие материалы (например, горох и бисер). Эти человечки обозначают согласные звуки, они умеют шуршать и греметь. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Использование сыпучих материалов при работе с конструктором помогает детям определять глухой и звонкий звуки, а цветовая гамма – усвоить их твёрдость и мягкость. Для уточнения предлагаю детям самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках соответственно живут в синем домике, возле которого проложена твёрдая синяя дорожка. Человечки в зеленых костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зеленая лужайка. Создание постройки стимулирует и развивает потенциальные творческие способности детей, учит созидать и … разрушать. Но, ломая собственную постройку из Lego, дети имеют возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые её части, выступая в роли творца.

Далее перед собой ставлю задачу – научить ребят выделять звуки в речи. Для этого использую игры «Lego – башня», «Lego – гусеница», «Заборчик». При работе с гласным звуком применяем детали конструктора красного и жёлтого цвета. Красный кирпичик обозначает заданный гласный звук, жёлтый – любой другой звук. Например, играя со звуком А, детям необходимо построить башню, гусеницу, пирамиду и т. д. Ставлю перед ними задачу: «Если услышите звук А – возьмите красный кирпичик, если любой другой звук – жёлтый». Сначала сооружение собираем вместе, далее ребята выполняют работу самостоятельно. Вышеуказанные упражнения задействую и при знакомстве с согласными звуками. Для этого синие детали мы берём для обозначения согласных твёрдых звуков, зелёные – для согласных мягких звуков. Закреплять графическое изображение изученного звука нам помогает работа с карточками-схемами «Lego – буквы».

Звуковому анализу мы учимся, выкладывая из кирпичиков звуковую схему слова, обозначающего название какого-либо предмета. Формируя данное умение, мы иногда «превращаемся» в сыщиков и по заданным моделям находим карточки или предметы. Это очень забавляет детей и делает процесс обучения более продуктивным. Игра с лего-человечками очень нравится детям, они включают их в различные игровые ситуации. Например, знакомясь с каким-либо согласным парным звуком, мы создаем ролевую игру – у лего-человечков день рождения, мы готовим им подарки. Синему роботу дарим предметы, названия которых начинаются на заданный твердый звук, зеленому – мягкий звук. Подобные игры позволяют научить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости.

Lego-технология также помогает при обучении детей слоговому анализу слова. В данном направлении использую метод слоговой лесенки. При разборе слова по слогам, ребёнок, произнося его, шагает пальчиками по ступенькам. Каждая ступенька – это слог. На какой по счету останавливается палец, столько и слогов в заданном слове. Также данный приём актуален и при формировании у дошколят навыков чтения прямых и обратных слогов. Здесь героем является лего-человечек, который носит название изучаемого согласного звука. Поднимаясь по лесенке, он «поёт» песенку: «АМ, ОМ и т. д.». Ребята образуют обратные слоги. Когда человечек спускается - они проговаривают прямые слоги.

Такую же задачу можно решать через игровую ситуацию «В гости к другу», где лего-человечки, носящие названия заданных звуков ходят друг к другу в гости.

Обязательным этапом при обучении грамоте в детском саду является работа по знакомству детей со словом, его значением в речи. Мы с ребятами придумали игру «Спрятанные слова» : для обозначения слова, обозначающего предмет, выбрали короткий кирпичик, слова-признака – средний, слова-действия – самый длинный, а затем в соответствии со значением к деталям подбираем картинки. После того как воспитанники освоят умение определять значение слова, можно решать задачи по освоению умения работать с предложением – при помощи конструктора составлять простые предложения, анализировать их, выкладывая из деталей схему.

Помимо выше указанного, в процессе Лего- конструирования реализуется еще одна немало важная задача: подготовить руку к обучению письму. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими не только тонких и точных движений руки и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза, мы, педагоги, готовим руку ребенка к письму. Очень важно и то, что при сборке элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга: левое ответственно за язык и речь, правое – за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния. Взаимодействую с конструктором Лего, у ребенка развиваются все предпосылки, необходимые для письма, а именно:

·формируется правильный захват орудий письма через правильный захват деталей конструктора;

·в процессе конструирования дети упражняются в правильном распределении мышечной нагрузки руки;

·развивается пространственная ориентировка;

·происходит развитие аналитико-синтетической деятельности (письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв, что они могут увидеть при выкладывании букв из конструктора; в старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв).

Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Таким образом, применяя технологии Lego в процессе подготовки детей к школе, я аметила не только эффективность ее методов и приёмов при обучении старших дошкольников грамоте, но и значительное улучшение социально-коммуникативных контактов между детьми: в процессе постройки, общаясь, договариваясь и решая насущные проблемы, ребята активно взаимодействуют на вербальном уровне.

Публикации по теме:

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов Legoтехнологии при обучении грамоте старших дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 19:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов Legoтехнологии при обучении грамоте старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Храмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД