Пормейстер Ольга Викторовна
Использование приёма куклотерапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции трудностей эмоционально-личностного развития ребенка. В игровой, неформальной обстановке дошкольник лучше усваивает не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла, т. е. своего рода партнер по общению во всех его проявлениях.
Публикация «Использование приёма куклотерапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапия– это метод воздействия на ребенка для развития его речевого общения. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Кукла побуждает к активным речевым действиям застенчивых и замкнутых детей. С помощью этого метода выстраивается очень благоприятное
взаимодействие с семьей ребенка. Увидев, как интересно ребенку на таких занятиях, родители рады сотрудничать, выполнять заготовки для изготовления кукол. Сколько радости и гордости у ребенка: «Это мы с мамой сделали…».
Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (логопеда, психолога, воспитателя). При этом используются различные варианты кукол: пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоские, перчаточные, дидактические. Логопеды используют куклотерапию в коррекционной работе с нарушениями поведения, заиканием, а также для работы с детьми имеющими речевые нарушения. Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные
движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи ребенка. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду или педагогу незаметно исправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле : «Лунтик, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп.
Таким образом, с помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. В ответ на торопливую, не правильную речь ребенка, кукла может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать или, наоборот, на правильный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и т. д.
Логопед может использовать куклу на всех видах занятий (групповых, индивидуальных, фронтальных, как орг. момент или как персонаж занятия, который помогает детям выполнить стоящие перед ними задачи или сам будет задавать задания.
С помощью кукол успешно решаются такие коррекционные задачи как:
• формирование правильного произношения;
• формирование и выработка артикуляционных навыков и упражнений;
• постановка и автоматизация звуков;
• формирование фонематического слуха и восприятия;
• формирование слоговой структуры слова и звукобуквенного анализа и синтеза;
• усвоение лексических и грамматических средств языка;
• развитие навыков связной речи и диалогического общения;
• обучение элементам грамоты;
• развитие общей и мелкой моторики;
• навыков развитие навыков коммуникативного воздействия детей друг на друга;
• обогащение словарного запаса.
Формы работы
На индивидуальных занятиях использую прием – «театр одного актера». Ребенку предлагается с помощью куклы играть в различные игры, выполнять задания, вести диалог как бы от ее лица.
На занятиях малой подгруппой используются одна или несколько кукол для построения диалога, придумывания историй, которые куклы хотели бы рассказать о себе, для составления творческого рассказа.
Процесс изготовления куклы.
Процесс изготовления куклы сопряжен с речью. Например, при назывании материалов, используемых для изготовления куклы, образовываем относительные прилагательные; при моделировании животных образовываем и закрепляем притяжательные прилагательные, проговариваем все действия.
Вместе с ребенком раскрываем характер персонажа. Составляем описательный рассказ по плану.
Индивидуальная работа по исправлению звукопроизношения.
Дети объясняют и показывают куклам, правильный артикуляционный уклад для произнесения звука. Закрепление произношения изолированного звука.
Закрепление произношения звука в слогах. Скучный и однообразный вид деятельности – многократное произнесение одного и того же слога или группы слогов вместе с куклой становится намного интереснее. Кукла шагает по дорожке и произносит слоги.
Закрепление поставленного звука в слогах.
Закрепление звука в словах, тоже происходит через куклу. Это она «называет» предметы на картинках. При этом дети быстрее замечают ошибки звукопроизношения, допущенные куклой, и исправляют ее.
Логопед создает ситуацию и побуждает ребенка к построению предложений с использованием слов с закрепляемым звуком.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- Построение предложений с предлогами.
Составление предложений с предлогами.
Кукла сама выбирает маршрут и рассказывает о пути, составляя предложения с простыми и сложными предлогами.
Закрепление притяжательных прилагательных.
Играя с куклами-животными, дети закрепляют в речи притяжательные прилагательные.
Вывод
1. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. В ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язык, губы при произнесении отдельных звуков. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде.
2. Куклотерапия делает занятия интересными, эмоционально окрашенными, дает возможность испытывать удовлетворение от занятий.
3. У детей улучшилась память, речь, расширились познания. Они, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасилась агрессивность.
4. Дети нуждаются в постоянном общении. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов, знаний.