Светлана Перепечаева
Использование природных массажеров в коррекционной работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование природных массажеров в коррекционной работе
с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ»
Я хотела бы поделиться опытом работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, в том числе и речевом.
В своей работе мы используем известные педагогические методики и приемы, но наряду с ними внедряем различные нетрадиционные техники в коррекционно-развивающую деятельность с детьми раннего и дошкольного возрастов.
Сегодня я с удовольствием представлю вам одно из таких направлений – это природные массажеры.
Публикация «Использование природных массажеров в коррекционной работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Массажеры своими руками для детей
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, чурочками, желудями, камешками и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, его перебрасывали, перекатывали друг другу. Не секрет, что пользу организму человека приносит природа и ее составляющие. Поэтому и сейчас педагоги активно используют в своей работе всевозможные природные материалы, которые называют красивым словом – массажеры.
• Шишки еловые, сосновые, кедровые и др. ;
• Березовые чурочки с корой;
• Ребристые и гладкие деревянные палочки;
• Желуди, каштаны, орехи, сливовые, абрикосовые, финиковые косточки и т. п. ;
• Горох целый, дробленый, фасоль, гречка, чечевица, рис, зерна пшеницы;
• Ракушки (морские и речные);
• Камни, вода.
Так чем же они хороши для детей? Природные массажеры помогают:
• Развитию мелкой моторики;
• Укреплению и расслаблению мышц кисти руки;
• Формированию согласованных движений рук;
• Чередованию движений левой и правой рукой;
• Обучению выполнения элементов самомассажа;
• Развитию речи, памяти, внимания, мышления;
• Развитию межполушарного взаимодействия и специализации;
• Профилактики дисграфии и дислексии;
• Снятию эмоциональной напряженности;
• Преодолению негативных поведенческих проявлений.
А самый главный коррекционно-развивающий эффект в том, что дети с удовольствием и интересом принимают этот материал, поэтому он выигрышно действует при знакомстве на первых занятиях, когда детки еще скованны, несколько напуганы новой обстановкой и не вступают в контакт.
Пример конспекта занятия с применением природных массажеров «Прогулка в лесу»
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку! (звуки леса).
- Посмотрите мы пришли в лес! А кто здесь живет? Ой, да это же лисичка! Привет! Привет! Лисичка говорит нам, что в лесу растет много деревьев, которые дают плоды для корма животных.
- Посмотрите, что это? Потрогайте руками. Это желуди, каштаны и орехи, которые очень любят лисички, белочки, кабанчики и другие звери и птицы в лесу.
(трогаем, гладим, массируем ручки, собираем в ведерки, классифицируем по виду, прячем в коробочки и т. д.). Молодцы!
(музыка «Мишка»)
- А кто это идет к нам навстречу? Привет, мишка! Покажи ребяткам, что ты там собирал! Да это же шишки! Дай нам потрогать! Поколим наши пальчики, покатаем в ладошке, погладим! Спасибо тебе, мишка!
- Ребята, а мы идем с вами дальше! И попадаем на поляну или поле, где живут в норках вот такие мышки-полевки! Посмотрите, где у них глазки, носик, хвостик! А что наши мышки любят кушать? Потрогайте их животики, что там внутри? Это – зернышки и крупа! Давайте вместе с мышками поиграем с зерном и крупой!
(опускаем руки, пересыпаем, насыпаем, прячем и находим игрушки, фигуры, косточки и т. д.). Мышки наши наелись и побежали к себе в норки! Пока, пока!
- Ну, а мы продолжаем нашу прогулку! (музыка воды) Послушайте! Мы подошли с вами к реке, к водичке! Ой, а кто это здесь брызгается! Да это – лягушка! Привет! Лягушка живет в воде и очень любит прыгать и играть с камешками!
(раздать камни, потрогать, посмотреть, приложить к щеке, погреть в ладонях)
- А как же около воды и без забав! Будем кидать цветные камешки в воду и делать разноцветные бульки! Буль-буль-буль! Молодцы!
- Посмотрите, лягушка принесла нам удивительные ракушки, которые находятся на дне моря или речки! (Раздать ракушки).
Ракушки простые, ракушки витые,
Прозрачной водой до краев налитые!
И гладкие, и ребристые,
Прозрачные, белые и серебристые!
(трогать, гладить, слушать шум моря).
- Ребята, давайте попробуем построить из ракушек домики для морских и речных обитателей: рыбок, моллюсков, крабиков, медуз и других.
(применяем в творческой деятельности – разукрашиваем, конструируем постройки, разглядываем и различаем по цвету, форме, размеру, слушаем шум моря)
- Здорово! Какие красивые и необычные домики у нас получились! Лягушке тоже понравились ваши постройки и она решила остаться здесь жить!
- А мы двигаемся дальше! Но тут на пути мы встречаем преграду – это поломанные ветки деревьев, кустов. Нам нужно расчистить себе дорогу, чтобы попасть домой!
(упражнения с палочками, веточками – катаем, стучим, строим по образцу, рисуем на них и ими, раскатываем тесто, пластилин, складываем в коробки).
- Ура! Путь свободен! И теперь немного уставшие, но очень довольные мы возвратились домой!
- Вам понравилась наша прогулка? А где мы были? С кем встречались? Что делали?
Как показывает мониторинг развития детей, опросы родителей и наблюдения, этот материал очень востребован, вызывает положительный эмоциональный отклик, а вместе с тем и речевую активность даже у неговорящих и сложных деток! При этом это недорогой и доступный инструментарий для любого специалиста, работающего с детьми раннего и дошкольного возрастов!