Надежда Сапрыкина
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, а запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, факты, предметы и явления. Для успешного обучения в школе у детей должно быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, пересказывать и составлять небольшие рассказы. На сегодняшний день - это особая проблема существует у детей с ТНР. Как правило, у детей с ТНР отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. У детей с ТНР нарушено звукопроизношение, они неспособны грамматически правильно построить предложение, у них бедный словарный запас и диалогическая речь. При развитии речи детей с ТНР, использование творческих методик, технологий вполне обосновано. Одним из таких методов развития связной речи у детей с ТНР является использование мнемотехники.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи.
Цель и задачи обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.
Действуя с пособиями, учащиеся получают возможность использовать три сенсорных канала:
кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним,
визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры,
аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).
Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс:
- позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания.
- расширяют представления об окружающем мире, развивают психические процессы, формируют связанную речь, что в приводит к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогают в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции.
В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения;
• контрастные рамки; и др.
1 этап.
Начинают работу с применения мнемоквадрата - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте. Например: Осенний лист.
2 этап.
Это мнемодорожки.
Мнемодорожка это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ, также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Показываем не одно слово, а словосочетание, простое предложение.
Например: Осенью с деревьев опадают листья. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
3 этап.
Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица - - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Например:
Осень, осень к нам пришла
Всем подарки принесла:
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты!
Мнемотаблицы используются для :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихотворений.
Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.
Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:
• при составлении рассказа
• при заучивании стихотворения
• пересказа сказки
• разучивание пальчиковых игр
В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ТНР наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ТНР.
В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными.