МААМ-картинки

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР (3 фото)

Надежда Сапрыкина
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, а запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, факты, предметы и явления. Для успешного обучения в школе у детей должно быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, пересказывать и составлять небольшие рассказы. На сегодняшний день - это особая проблема существует у детей с ТНР. Как правило, у детей с ТНР отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. У детей с ТНР нарушено звукопроизношение, они неспособны грамматически правильно построить предложение, у них бедный словарный запас и диалогическая речь. При развитии речи детей с ТНР, использование творческих методик, технологий вполне обосновано. Одним из таких методов развития связной речи у детей с ТНР является использование мнемотехники.

Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР» размещена в разделах

Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи.

Цель и задачи обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

Действуя с пособиями, учащиеся получают возможность использовать три сенсорных канала:

кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним,

визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры,

аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).

Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс:

- позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания.

- расширяют представления об окружающем мире, развивают психические процессы, формируют связанную речь, что в приводит к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогают в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции.

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• планы и условные обозначения;

• контрастные рамки; и др.

1 этап.

Начинают работу с применения мнемоквадрата - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте. Например: Осенний лист.

2 этап.

Это мнемодорожки.

Мнемодорожка это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ, также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Показываем не одно слово, а словосочетание, простое предложение.

Например: Осенью с деревьев опадают листья. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

3 этап.

Работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица - - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Например:

Осень, осень к нам пришла

Всем подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Мнемотаблицы используются для :

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихотворений.

Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.

Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

• при составлении рассказа

• при заучивании стихотворения

• пересказа сказки

• разучивание пальчиковых игр

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР
Фото №1 В дошкольном возрасте преобладает наглядно образная память а запоминание носит в основном непроизвольный характер дети лучше запоминают события факты предметы и явления Фото №2 Для успешного обучения в школе у детей должно быть сформированы умения связно высказывать свои мысли пересказывать и составлять небольшие рассказы

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ТНР наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ТНР.

В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР
Опубликовано: 30 марта 2024 в 14:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сапрыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД