Евгения Шилова
Сценарий физкультурного досуга в ДОУ «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства; закрепление знаний детей о разнообразии и особенностях народно-прикладного искусства через физкультурный досуг.
Задачи: закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве; различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, Семёновская матрёшка, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель); воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно - прикладному искусству; развивать выдержку и внимание в играх – эстафетах; упражнять в основных видах движений; развивать силу, ловкость, скорость, выносливость; воспитывать здоровый дух соперничества.
Публикация «Сценарий физкультурного досуга в ДОУ „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей, просмотр презентаций по народным промыслам, рассматривание иллюстраций и раскрасок по народным росписям, чтение стихов и рассказов о народных промыслах.
Методы и приё мы: наглядный, игровой, продуктивная деятельность детей, вопросы к детям, использование художественного слова, музыкального сопровождения, подвижные игры.
Оборудование и материалы: изображения и изделия дымковских и городецких игрушек, гжельской и хохломской посуды, матрешки, ложки -по количеству детей,3 обруча, 2 гимнастических скамейки, 2 разрезные картинки, павлопосадский платок, парашют, голубая лента, полоски-мерки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Инструктор: - Ребята, вы обратили внимание какой необычный сегодня наш спортивный зал. Какие красивые вещи появились в нашем зале,
А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы. А вот что это за вещи и откуда они, вы узнаете.
1 стол. Дымковские игрушки.
Это дымковские игрушки. Я предлагаю отправиться в село Дымково.
Направо, в обход по залу шагом марш.
Фонограмма «Под горою калина»
(ходьба, ходьба на носках, пятках, прыжки с продвижением, бег, ходьба).
Инструктор: - Вот мы и на месте, в Дымково селе, вот и мастерская дымсковских умельцев. Подходите, да игрушки рассмотрите.
Какие цвета используют дымковские мастера? Ребята, предлагаю вам прокатиться на дымковской карусели.
Проводится игра «Карусель» (русские народные мелодии в обработке Е. Тиличеевой). Дети встают в кружок вокруг «карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку приставным шагом правое (левое) плечо вперед, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Игра проводится два раза.
Хохлома.
Вот и приехали в село Хохлома. А знаменито оно - хохломской росписью
-Из чего изготовлены предметы хохломских мастеров.
-Какие цвета используют в хохломе?
Инструктор демонстрирует ложки:
Ложки золоченые, узоры крученые!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь — музыку играй!
Ложки, ложки, расписные ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Давайте поиграем с вами в игру «Весёлый обед».
Пословицу знаете «кто успел, тот и съел»? Сейчас вы поймёте, почему так говорят. Берите по одной ложке и становитесь по кругу.
Правила. Под музыку дети двигаются по кругу приставным шагом. По сигналу останавливаются и берут ложку. Пока дети бегают, взрослый убирает 1-2 ложки, кто-то их детей остаётся без ложки и выходит из игры.
Повторить несколько раз.
Сундук. Матрешка.
Поиграли, весело пообедали, можно сделать и привал. Усаживайтесь поудобнее. Ой, вижу я тут сундучок!
А что здесь в сундучке? А ну-ка отгадайте!
Алый шёлковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко наша русская. (матрёшка!
Достает из сундука матрешку.
Производили и производят матрёшек в нескольких городах и сёлах России, и в каждом из них есть свои особенности.
Матрёшка стала символом русского народного творчества и традиционным сувениром.
Ребята, предлагаю поиграть в эстафету «Собери матрёшку»
Дети собирают матрешек из двух частей.
Для игры-эстафеты нам нужно разделиться на две команды.
Правила. Напротив команд стоят столы с разобранными матрёшками. По команде ведущего первый игрок прыжками на двух ногах из обруча в обруч добирается до столика, находит там две одинаковые половинки, собирает из них матрёшку, обратно возвращается и передает эстафету следующему участнику.
Молодцы, с заданием справились.
Городецкая роспись.
Слушайте загадку
Коль на досочке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица,
Это значит … (Городец).
Подходят к столу и рассматривают предметы городецкой росписи.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец,
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты
Ярко красками горя,
Чудо птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Игра «Собери узор»
Следующее ваше задание «Сложи картинку из частей».
Чтобы его выполнить, вы должны переправиться через Волгу в город древний Городец. Переправляться вы будете по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками. В конце скамейки справа стоит корзинка с частями картинки. Участник достает одну картинку и направляется к столу.
Следующий участник начинает движение, только тогда, когда предыдущий сойдет со скамейки. Когда все части картинки будут переправлены, команда начинает складывать картинку.
Гжель.
Звучит фонограмма «Сказочная гжель»
Да мы с вами словно в синюю сказку попали!
Снежно-белая посуда
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)
Какие изделия делали мастера из глины? - (посуда, различные фигурки)
Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
Молодцы ребята, а сейчас предлагаю поиграть в игру.
Игра «Матушка Гжель»
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. Она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и говорят:
Матушка Гжель по полю гуляла,
Ленточку синюю потеряла,
Кто ленту найдет, тот талант обретёт!
С окончанием слов, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь. (3 раза)
Сундук. Павлопосадский платок.
— Издавна по народной традиции. Платок был самым желанным подарком. Платок — не просто головной убор, а символ любви и красоты,
Издавна Россия славилась платками, красивыми, яркими. Их носили и богатые, и бедные. Русские платки были признаны лучшими в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров. Особенно славились павлопосадские платки.
Давайте и мы поиграем (игра с платком).
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать.
Игра «Платок».
Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
Ярмарка
С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится!
«Купи нужный товар»
Дети делятся на две команды. Одним дают условную мерку, другим предметы. Дети с предметами рассаживаются на полу произвольно - это продавцы, дети с меркой ходят по залу и примеряют её ко всем товарам. Как только ребёнок нашел нужный по высоте предмет, он его покупает. Потом дети меняются ролями и предметами.
«Работа одного мастера»
Дети под народную музыку пляшут со своим предметом, когда музыка закончится, нужно найти себе в пару ребёнка с предметом того же промысла.
На ярмарке водили и хоровод.
«Встаньте в хоровод!»
Под народную музыку дети пляшут, как музыка кончится, нужно встать в хоровод вокруг обруча, где находится предмет, который назовёт инструктор.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах –
На весь мир молва идет!
Гордимся мы тобой Россия,
Таких умельцев - нет нигде!
И Хохлома, и Гжель, и Дымка –
Весь мир завидует тебе!
Ну, вот и закончилось наша с вами встреча с народными промыслами.