Анастасия Ахметзянова
Использование полифункциональных пособий для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наша тема звучит так «Использование полифункциональных пособий для детей раннего возраста»
И хотели бы мы свое выступление начать со слов Василия Александровича Сухомлинского!
«Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование полифункциональных пособий для детей раннего возраста» размещена в разделах
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, сделало вопрос организации предметно-развивающей среды особо актуальным. Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Очень важно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Это возможно если учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии ребенка.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач каждого педагога. То есть необходимо, как можно раньше, окружить ребенка такой средой, которая будет стимулировать его игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную деятельность.
Педагогу дано право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы и она всегда будет неповторима и индивидуальна. Рассмотрим понятие полифункциональность. В условиях детского сада это, прежде всего, игрушки и пособия. Полифункциональность – переводится как исполнение, осуществление, деятельность.
Результатами нашего педагогического творчества, в этом направлении, стало создание полифункциональных авторских пособий. Мы готовы вам представить некоторые из наших пособий.
Инновация: Данные пособия, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствуют требованиям ФГОС. Они обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.
Ценность этих полифункциональных пособий заключается в том, что они могут использоваться и в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности детей, так же дают родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе ДО и в семье.
У ребёнка раннего возраста вид мышления предметно-действенный. Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – главные органы, приводящие в движение его механизм мыслительной деятельности. Ребёнок, совершая действия с игрушками и предметами, получает новую информацию. Он бросает, трогает, ломает игрушки, перекладывает, сортирует, собирает и тем самым тренирует ручную умелость, развивает мышление, тактильные ощущения.
Организуя игровую деятельность наших малышей, мы стремились найти что-то новое, современное и нетрадиционное, чтобы увлечь детей, активизировать их желание, сподвигнуть на более продуктивную развивающую детскую деятельность. Сегодня мы делимся теми пособиями которые нам удобны. И сегодня мы делимся именно такими пособиями, которые являются эффективными в раннем возрасте. Нас заинтересовали бизиборды.
Цель бизибордов - способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности, способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.
Что же такое бизиборд?
Бизиборд – представляет собой развивающую доску, где размещены множество предметов. (бизиборды можно сделать из разного материала) Бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Малыш может самостоятельно передвигать костяшки на счётах или пытаться включать и выключить включатель в полгода, находясь у мамы на руках. Бизибордом могут играть как мальчики, так и девочки. Сегодня мы готовы вам представить несколько из них, они могут быть на любую тему и сделаны из любых материалов.
Детская книжка из фетра. Цель этой книги: развитие самостоятельности и инициативы детей, познавательных интересов и творческих способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, творческого потенциала и игровой деятельности.
Детская книжка из фетра является уникальной игрушкой, которая развивает кругозор ребёнка, а также развивает мелкую моторику рук. В обиходе такую вещь называют занятой или тихой книгой, а всё потому, что она может на долгое время заинтересовать малыша. Сейчас мы бы хотели вам представить одну из них.
Обзор книжки: Книга направлена на развитие мелкой моторики, учит основным понятиям (цвета, форма, вверх – вниз и другие) а также развивает фантазию и воображение (можно сочинять различные истории и сказки). Дополнительно посредством книжки ребёнок закрепляет вид застёжек (липучка, замок и т. д.). Всего в книжке 7 страниц, включая обложку. Все странички игровые.
На обложке сделан зайка, который прячется.
Первый разворот: «Божья коровка и её детёныши» и «Пирамида».
Изучить с детьми величину «большая – маленькая», подёргать за усики и лапки.
Разноцветную пирамидку можно разложить и собрать как от меньшего к большему и наоборот, а ещё закрепить цвета на данной пирамиде.
Второй разворот: «Яблоня и ёжик». На дереве расположены яблоки, которые можно посчитать и положить ёжику на спинку.
Третий разворот: «Цветные карандашики и машинки» Разноцветные карандаши разного цвета. Дети с помощью этих карандашей изучают цвета и вставляют их в нужны кармашек. Также можно детям предложить поиграть в машинки. Сначала покатать в одну сторону затем обратно.
Цель: развитие самостоятельности и инициативы детей, познавательных интересов и творческих способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, творческого потенциала и игровой деятельности.
Адаптационно-дидактическая юбка: Цель адаптационно – дидактической юбки: развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста и развитие мелкой моторики, средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки.
Адаптационно-дидактическая юбка — это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Много вариантов использования может быть: на развитие речи, в совместной деятельности и используется для привлечения внимания.
Педагог, надев юбку, превращается в некую волшебницу, которая предлагает поиграть. Малыши с интересом включаются в разнообразные игры, манипулируя с деталями юбки. Между взрослым и ребенком налаживается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений. Работая с малышами в адаптационный период в детском саду – мы сделали вывод, что это серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка. Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами.
На нашей юбке, находится 10 клиньев разного цвета: давайте обсудим некоторые из них.
- На зеленой стороне, находится пирамида. Она состоит из 7 деталей разного цвета. Дети собирают пирамидку от большого к меньшему или наоборот.
-На желтой стороне, есть дерево, на которых находятся груши. Дети могут их собирать в корзину и прикреплять их на дерево.
-На синей стороне, есть облако, на котором расположены ленточки голубого цвета. Чуть ниже облака, находятся цветы разного цвета. Дети учатся навыкам, расстегивания и застёгивания.
-Между белой и зелёной стороной, находится большое яркое солнце, лучи которого можно расстегивать и застёгивать. Чуть ниже солнца, находится разноцветная гусеница на заклёпках (которую можно расстегивать и застёгивать)
-На красной стороне, находятся разноцветные ленты, на концах которых находятся палочки, с помощью которых дети наматывают ленточку. Тем самым у детей развивается мелкая моторика рук.
-Между синей и белой стороной, есть ёлка, на которой находятся геометрические фигуры, разной формы и цвета. Дети могут расстегивать и застёгивать геометрические фигуры, а так же раскладывать их в кармашек подходящего цвета.
Также мы прикрепляем колокольчики, они привлекают вниманием, яркостью, а также развивает слуховое восприятие. Можно поиграть с ними в игру «Где звенит», «Что звенит». Если это сказка, то мы ищем яичка. (Где спряталось яичко)
Например: курочка снесла яичко, бабка с дедкой не могут найти.
Могут быть разные варианты использования, как на плечах, так и на талии. С детьми мы разучиваем песни, потешки. Например: «На ладошку села кошка» (Когда они находят мышку, они ее гладят, смотрят) Можно использовать несколько вариантов (мягкая игрушка, маска, игрушка на руку)
Хотим представить вашему вниманию дидактическое пособие – панно своими руками из фетра «Волшебный коврик»Для привлечения внимания, для развития слухового восприятия, для формирования звуковой памяти. Для этого мы можем к задней стороне коврика прикрепить разные звуковые атрибуты, чаще всего мы используем колокольчики. Как только дети услышали звук колокольчика, они тут же подбегают к этому волшебному коврику.
На нём мы знакомим русские народные сказки (колобок, курочка Ряба, а так же разучиваем потешки (Сорока Ворона) и изучаем домашних животных, характерные данному возрасту для раннего и младшего дошкольного возраста. (Потешку какую ни будь) Так же фетровые игрушки можно одеть на пальчики, тут же если необходимо мы можем одеть каждому ребенку на пальчик.
С помощью «Волшебного коврика» у детей развивается: память, мышление, логика и мелкая моторика рук. Дети с помощью взрослых и самостоятельно смогут разыграть сказки и потешки.