Марина Березовая
Использование песочной анимации для развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать
+ Заказать документы
Цель: Развитие речевых умений, мышления, навыков, воображения и детского творчества с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
-Научить детей использовать базовые приемы создания песочных картин на световых столах.
- Учить создавать композиции из песка при помощи готовых фигурок, трафаретов и шаблонов.
- Развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
Публикация «Использование песочной анимации для развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная анимация
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие. Снимать мышечную и психологическую напряженность.
- Формировать психологические предпосылки речевой деятельности, развивать фразовую и связную речь; активизировать и обогащать словарь детей; способность к сочинению сказок, историй.
-Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач дошкольного образования в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре, что способствует его позитивной социализации.
Работая педагогом доп. образования, анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс развития связной речи, коммуникативных навыков, посоветовалась с логопедами и воспитателями логопедических групп, пришла к выводу, привлечь нетрадиционное средство развития речи, такое как «песочная анимация».
В чём же эффективность и целесообразность использования песочной анимации в работе с детьми, имеющими речевые нарушения?
Во-первых, на занятиях я расширяю и активизирую лексику, связанную с использованием песка в жизни человека: песок, песчинка, песочек, песчанка, дюны, барханы, караваны, пустыня и многие другие слова.
Во-вторых, пополняю словарь детей соответствующими глаголами и прилагательными: сыпать, гладить, грести, превращать, отсекать, досыпать, засыпать, песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, влажный, золотой, зыбучий, поющий, прохладный, бархатный и др.
В-третьих, работу по развитию лексической стороны речи сочетаю с развитием мышления, а именно, классификации предметов. Для этого включаю в задание ситуацию выбора. Например, различные отделы в магазине, зоны пребывания животных или растений с соответствующими атрибутами.
Световые песочные столы вполне подходят и для объяснения значения новых слов через моделирование ситуации, которая позволяет понять их смысл. Для детей с нарушением речи это очень актуально, поскольку вместо использования картинок можно создать своеобразную демоверсию.
В – четвертых, игра с песком гармонично вписывается в работу по развитию связной речи, использование песочной анимации не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
Данная технология носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей. Известно психотерапевтическое воздействие песка на ребенка: песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать на себе негативную психическую энергию
Песочная анимация не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи. В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения. Также у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Во время пальчиковой игры на световых столах, дети повторяют за мной текст, речь ребенка сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения.
- рисование песком используется в работе с детьми, имеющими такие проблемы, как: агрессивность, гиперактивность, тревожность, страхи, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, также рекомендовано рисование песком детям с задержками развития, поскольку данный вид творчества стимулирует развитие мышления и активизирует речь ребенка.
- это современная технология – открывающая новые возможности; рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий.
Особенности техники песочного рисования :
-кулаком,
-ребром ладони,
-каждым пальцем правой и левой руки, а также двумя руками одновременно, используя один или несколько пальцев
-щепотью,
- насыпая из кулачка струйки разной ширины,
-отсекая лишнее.