Ирина Соловьева
Использование педагогической технологии Карла Орфа в организации предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: доклад
Участники: воспитатели и музыкальные руководители ДОУ.
Цель: развитие мотивации по использованию системы элементарного музицирования Карла Орфа в организации предметно-развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями технологии К. Орфа.
Публикация «Использование педагогической технологии Карла Орфа в организации предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на необходимость системного использование элементарного музицирования в практике.
3. Дать идеи для размышления и пополнения предметно-пространственной среды ДОУ по системе элементарного музицирования.
Элементарное музицирование по принципам Карла Орфа - это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать» (Песталоцци).
Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога взгляда на ребенка как на партнера по совместной деятельности (основная форма работы с детьми по ФГОС).
Педагогическая технология элементарного музицировали Карла Орфа – остается одним из актуальных и неотъемлемых компонентом предметно – развивающей среды в ДОУ. В каждом дошкольном учреждении обязательно найдутся музыкальные инструменты, сделанные своими руками. В чем же ее актуальность? (минимум материальных затрат, творчество, фантазия, простота исполнения, оригинальность, неповторимость). Сегодня я предлагаю данную технологию рассмотреть в рамках принципов ФГОС.
1. Информированность: объекты, среды отражают тематику пройденной темы,
а именно - опираясь на перечисленные авторские методики, мы знакомим детей, что звуки могут быть деревянные, металлические и стеклянные, возможна тематическая направленность. Слушаем музыку, озвучиваем ее и окрашиваем соответствующим тембром. Инструмент, сделанный из бросового материала стимулирует игровую деятельность детей. Желание сделать самому.
2. Вариативность:
объекты среды направлены на решение особых образовательных задач, в рамках данной технологии ставлю перед собой такие задачи:
1. развиваю музыкальные способности детей;
2. развиваю в детях способность слушать и наблюдать;
3. даю возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
4. развивать творческое воображение и слуховую фантазию;
5. развивать способности детей к организованной игре в ансамбле;
6. делая образовательный процесс более интересным увлекательным для детей;
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.
Для решения данных задач применяю разные виды деятельности в рамках элементарного музицирования:
1. Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
2. Поэтическое музицирование. Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. Озвучивание сказочке (сказочки-шумелки).
3. Музыкально-двигательные упражнения. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
4. Музыкально – дидактические игры с использованием нестандартных инструментов: использую игры на развитие ритма, тембрового слуха, движения под музыку, динамического слуха, восприятия музыки.
3. Полифункциональность.
Объекты среды, обеспечивающие все составляющие образовательного процесса. Музыкальные инструмент используются и в организации свободной деятельности. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Изготовление инструментов может проходить в группе с воспитателем на занятиях по конструированию или ИЗО – деятельности, использоваться на занятиях по физической культуре.
4. Принцип достаточности и необходимости.
Похожесть инструментов фабричных и самодельных, в то же время всегда есть возможность сделать инструмент особенным – т. о. обеспечивает самовыражение. Необходимость пополнения инструментов (хотя бы 1 раз в год).
5. Трансфрмированность.
Музыкальные инструмент сделанные своими руками легко трансформируются, переделываются: из ударных в шумящие, или наоборот. В рамках образовательной деятельности в группе могут быть дидактическим пособием для решения других образовательных задач.
Помогают выполнению разных образовательные задач.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». И подводя итог, я могу сказать, что на сегодняшний деть данная педагогическая технология приобретает новый актуальный уровень, объединяя в себе все принципы построения образовательной деятельности и образовательной среды для воспитания полноценной и творческой личности.
Использованные источники (литература):
1. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство МАЗАИК-СИНТЕЗ Москва, 2015г.
2. Использование информации с интернет- ресурсов.
3. Журнал «Музыкальный руководитель» №3, 2004 год.
4. «Уроки музыки» система обучения К. Орфа, Т. Э. Тютюнникова.
5. Использован фото-материал Неонилы Бердниковой.