Светлана Кудряшова
Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Описание «Круга» как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах выдающегося итальянского ученого, врача-антрополога, философа, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952). Знакомство с педагогикой Марии Монтессори, позволило увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в Монтессори – занятии.
Публикация «Использование педагогических технологий „Утренний круг“, „Вечерний круг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
«Круг» это – групповая беседа с детьми, точнее – самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Там обсуждают всё – смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивают короткие песенки. Здесь ребенок осваивает основы социализации и учится описывать свои чувства словами. «Круг» помогает ребенку в проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого общения, создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию взаимоотношениям, облегчает взаимопонимание.
«Утренний круг»– это начала дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (Что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. п. Педагог помогает дошкольникам планировать совместную деятельность, информирует их о предстоящих в течение дня событиях. На основании наблюдений, собранных во время «Круга», педагог продумывает план работы, помогающий скорректировать поведение детей и создать в детском коллектив положительный настрой на день.
Задачи.
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
· Создаё т условия для общения детей и взрослых:
o Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
o Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
o Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
· Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу, привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
· Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
· Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
· Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма. Взрослый показывает малышам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
· Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
· Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости.
Актуальные задачи группового сбора для разных возрастных групп
Младший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть).
Учить ставить цель (я буду строить дом).
Учиться говорить предложениями.
Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение).
Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).
Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе, я хочу сказать, я думаю, что).
Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи).
Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я).
Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий).
Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то).
Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится).
Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).
«Утренний круг» регламентирован по времени, проводится в определенное утреннее время, после того, когда все воспитанники пришли в детский сад. Длительность утреннего «Круга» не более 20 минут, он проводится ежедневно.
Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и не принужденности. Занимая место в круге, ребёнок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно. Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей навыков свободного ведения беседы, они не боятся задавать вопросы или высказывать свою точку зрения, они учатся активному слушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что педагог хочет им сказать. Если ребёнок, по какой – либо причине не хочет сесть вместе со всеми в круг, ему можно предложить спокойную игру или роль дежурного по подготовке к занятию. Около ребенка, требующего особого внимания, садится взрослый (помощник воспитателя). В начале «Утреннего круга» педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения, которые устанавливают очередность высказываний детей: «Говорим по очереди», «Говорит тот, кто получает игрушку» и т. д.
Чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
1. Приветствие (1–3 минуты).
2. Игра (2–5 минут).
3. Обмен новостями (2–10 минут).
4. Составление плана дня (5–12 минут).
Приветствие.
Одной из традиций может, является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:
· Музыку;
· звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
· речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся, комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам). Используются различные предметы (игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Традиция также меняется через определенное время.
Игра.
Ребята выбирают игры из предложенного списка или организуют их самостоятельно. При наличии условий в это время дети слушают музыку и, возможно, поют.
Забавы в младших и средней группах могут быть:
· пальчиковыми (например, «Домик», «Кошки-мышки» и др.);
· словесными («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.);
· играми-фантазиями (к примеру, «Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя);
· играми-цепочками (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа).
В старших группах игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения.
Обмен новостями.
Обычно это самый любимый этап. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого. Ребята обычно с удовольствием делятся своими новостями-впечатлениями, так что к организации этого этапа нужно отнестись со всей серьёзностью.
Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:
· Что за погода на улице?
· Какое сейчас время года?
· Какой месяц, день недели, число?
· Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?
· Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».
· Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
· Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?
· Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя.
На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:
· отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
· обогатить и активизировать свой словарь;
· формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Обмен новостями может быть организован в форме телефонного разговора двух подружек или друзей. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не» :
· не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
· не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
· не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
· не запрещаем (запретных тем нет).
Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.
Составление плана дня.
Для детей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой.
Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, экскурсия, театральное представление и др. Все вместе дети могут составить план наступившего дня. Можно выложить его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (экскурсия в парк, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т. д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Весь день визуально предстает перед ними одним целым в виде вертикальной линии, которая складывается из режимных моментов, последовательно расположенных друг за другом. Дети осознают последовательность событий, которые произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появится пиктограмма «Дом», а это значит, что они обязательно вернуться в семью, где их ждут и любят.
Завершать утренний «Круг» можно девизом группы, олицетворяющим единство всех, кто пришел сегодня в группу (у каждой группы он свой) или провести игру на сплочение коллектива.
Подвиды утреннего круга :
· «Круг – поздравление» относится к событийным «Кругам», он особенно любим детьми. Его основная цель - поздравление именинника или виновника какого-либо торжества. Воспитанники педагоги садятся в круг. Каждый по очереди говорит добрые слова имениннику. Проводится игра-хоровод «Каравай». Все вместе читают стихи, показывают театрализованные сценки, готовят коллективный коллаж-поздравление имениннику, принимают участие в фотосессии.
· «Круг – ситуативный». Этот вид «Круга» отличается вариативностью содержания, и проводиться в зависимости от ситуации. Например, произошла ссора между детьми, или нарушены правила поведения в группе. Необходимо немедленное реагирование со стороны взрослых для разрешения конфликтов. Ситуативный «Круг» может быть организован в любом месте групповой комнаты, в нем будут участвовать не все дети, так как некоторые из ситуаций требуют корректного подхода к их разрешению. Во время его проведения, происходит коллегиальное решение возникшей проблемы. Такие ситуативные «Круги» могут быть разными, но они всегда требуют от взрослого тактичного отношения к детям, контроля над своими эмоциями, максимального отсутствия личностной оценки поведения детей.
· Произошло яркое позитивное событие - овладение ребенком новым навыком (произношение звука, стал различать левую и правую руку, научился завязывать шнурки и т. д., появляется возможность отметить достижение малыша.
События и ситуации, которые рассматриваются на них, бывают очень индивидуальными. Но самое главное, что они объединяют всех участников педагогического процесса, позволяют разобраться с трудными ситуациями и сплотить детский коллектив, научить радоваться и сопереживать успехам друзей, повысить собственную самооценку ребенка. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную отзывчивость, помогают осознать и высказать свои потребности и тревоги, позволяют научиться принимать сочувствие и помощь со стороны друзей и взрослых, выходить из сложной, конфликтной ситуации. И самое главное: дети с разными образовательными возможностями, своими неповторимыми индивидуальными особенностями учатся жить вместе и находить своё место среди других!
Ежедневно, в конце дня после того, как дети выполнили задуманное – реализовали свой план в каком – либо центре активности, с детьми проводится итоговой «Вечерний круг». Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы за день, обсудить что получилось, что не получилось, наметить последующие шаги. И еще одна не менее важная задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят. Предельно важна роль воспитателя в организации и активизации процесса рефлексии, в поддержке положительной самооценки детьми своих достижений и перспектив, их влияния на общую ситуацию в группе. Важно помнить, что групповой сбор, будь то утренний или вечерний круг – это не занятие! Не надо использовать время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам. Каждый элемент группового сбора позволяет дошкольникам освоить целый ряд социальных умений, развивает интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки каждого члена группы. Это уроки доброты, сопереживания, партнерского взаимодействия, приводящие к прекрасным результатам как внутри группы, так и за ее пределами.
В работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);
Организация «Вечернего круга».
Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течение дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
•Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Пример проведения «Вечернего круга» на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
«Круг» позволяет решить многообразные образовательные задачи, стоящие перед педагогами, поэтому эту форму организации совместной деятельности взрослого и детей можно назвать универсальной практико-ориентированной образовательной технологией. «Утренний круг» - это развивающее общение, развивающий диалог, а «Вечерний круг» - это радостный настрой на следующий день.