Платонова Светлана Васильевна
Использование палочек Кюизенера на занятиях по математике с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом!
А. Франс
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.
Публикация «Использование палочек Кюизенера на занятиях по математике с дошкольниками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Темочки
Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам.
По моему мнению, наиболее эффективным пособием для развития логического мышления детей являются палочки разработанные бельгийским математиком X. Кюизенером, которые я использую на своих занятиях по математике. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Палочки Х. Кюизенера предназначены для обучения математике и используются педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших дошкольников и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Задачи представленеы на экране.
Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют различную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное семейство.
I этап Палочки используют как, игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
II этап Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
На своих занятиях, с палочками Кюизинера я работаю с детьми, как индивидуально, так и небольшими подгруппами, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.
Для того чтобы поддержать интерес к обучению у своих дошкольников, я использую игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.
Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
Занятия с палочками рекомендую проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Таким образом, я считаю, что использование игр, на основе Палочек Кюизенера разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности.