Юлия Жукова
Использование пальчиковой гимнастики с элементами самомассажа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 101»
«Использование пальчиковой гимнастики,
игр – упражнений с элементами самомассажа
для профилактики простудных заболеваний»
Составили: Жукова Ю. К.
Михайлова Т. И.
Новокузнецкий округ, 2018
Публикация «Использование пальчиковой гимнастики с элементами самомассажа» размещена в разделах
В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.
В целях оздоровления детей, для снятия мышечного напряжения, для повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, для создания чувства радости и хорошего настроения мы предлагаем использовать педагогу в своей работе пальчиковую гимнастику и игры – упражнения с элементами самомассажа. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику и упражнения как игру и с удовольствием выполняет все задания.
При этом используется самомассаж биологически активных зон - это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Цель самомассажа : обучение детей сознательно заботиться о своём здоровье. Прививание уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Самомассаж улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов и является профилактикой простудных заболеваний. Устраняет усталость, нормализует сон, повышает иммунитет.
Приёмы самомассажа : поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание, пощипывание.
Каждый пальчик отвечает за определённый орган «Пять маленьких лекарей» :
• большой палец – головной мозг;
• указательный – желудок;
• средний – печень;
• безымянный – нервная система;
• мизинец – сердце.
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и игр – упражнений с элементами самомассажа :
Необходимо помнить правила:
- наблюдать за самочувствием и индивидуальной реакцией детей;
- все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка;
- при проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру;
- пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
- после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
- поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в детском саду;
- не торопитесь разучивать сразу много упражнений, гораздо полезнее будет выполнять по 1-3 упражнениям в неделю, продолжительность одного 5-7 минут.
Перед проведением игр педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.