Приложение МААМ

Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста

Кашина Елена Владимировна
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста»

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Публикация «Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения.

Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)

Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому. Это является структурой описательного рассказа

Структура описательного рассказа :

- название предмета или явления;

- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

- внешний вид (форма, цвет, размер, материал);

- назначения (где используется, как с ним взаимодействовать);

- какую пользу приносит.

Отношение к предмету или явлению.

Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучения детей дошкольного возраста, оказывается наиболее несформированным.

Детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.

Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.

Одним из приёмов, который значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовому понятию;

• среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);

• размер;

• цвет;

• форма;

• строение или составные части;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);

• способ использования (или какую пользу приносят);

• субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и т. д.)

По такой модели можно составить описание любого предмета, явления, процесса или действия.

При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обращать внимание на:

- полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;

- логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

- связность текста (правильность согласования слов в предложении);

- образность (использование лексической выразительности).

Работу над опорными схемами на первом этапе провожу с использованием настоящих предметов, игрушек.

На 1 этапе демонстрирую детям схему по определённой лексической теме и объясняю содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т. п. присущи всем предметам определённой группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них нужно выбрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу следующие игровые упражнения.

«Расшифруй знаки-символы». Показываю ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок должен самостоятельно объяснить содержание символов каждой клеточки.

«Исправь ошибку». Показываю ребёнку картинку по определённой теме и последовательно объясняю содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание символов каждой клеточки.

«Покажи правильный символ». Показываю предмет и называю любое его свойство или признак. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

На 2 этапе работы даю детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

Описывая предмет, я последовательно показываю на схеме клеточки.

3 этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

Ребёнок получает настоящий предмет (игрушку, предмет, который принадлежит к определённой лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме

Анализируя результаты проведенной работы, хочу отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.

Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, рассказов по картине и серий картин, для придумывания загадок о предметах, заучивании наизусть.

Применение опорных схем способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения.

Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)

Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому. Это является структурой описательного рассказа

Структура описательного рассказа :

- название предмета или явления;

- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

- внешний вид (форма, цвет, размер, материал);

- назначения (где используется, как с ним взаимодействовать);

- какую пользу приносит.

Отношение к предмету или явлению.

Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучения детей дошкольного возраста, оказывается наиболее несформированным.

Детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.

Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.

Одним из приёмов, который значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовому понятию;

• среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);

• размер;

• цвет;

• форма;

• строение или составные части;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);

• способ использования (или какую пользу приносят);

• субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и т. д.)

По такой модели можно составить описание любого предмета, явления, процесса или действия.

При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обращать внимание на:

- полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;

- логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

- связность текста (правильность согласования слов в предложении);

- образность (использование лексической выразительности).

Работу над опорными схемами на первом этапе провожу с использованием настоящих предметов, игрушек.

На 1 этапе демонстрирую детям схему по определённой лексической теме и объясняю содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т. п. присущи всем предметам определённой группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них нужно выбрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу следующие игровые упражнения.

«Расшифруй знаки-символы». Показываю ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок должен самостоятельно объяснить содержание символов каждой клеточки.

«Исправь ошибку». Показываю ребёнку картинку по определённой теме и последовательно объясняю содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание символов каждой клеточки.

«Покажи правильный символ». Показываю предмет и называю любое его свойство или признак. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

На 2 этапе работы даю детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

Описывая предмет, я последовательно показываю на схеме клеточки.

3 этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

Ребёнок получает настоящий предмет (игрушку, предмет, который принадлежит к определённой лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме

Анализируя результаты проведенной работы, хочу отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.

Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, рассказов по картине и серий картин, для придумывания загадок о предметах, заучивании наизусть.

Применение опорных схем способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование графических схем при заучивании стихотворенияИспользование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июня 2024 в 16:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кашина Елена Владимировна (УИ 2899344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД