Кашина Елена Владимировна
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста»
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Публикация «Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения.
Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.
Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)
Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому. Это является структурой описательного рассказа
Структура описательного рассказа :
- название предмета или явления;
- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);
- внешний вид (форма, цвет, размер, материал);
- назначения (где используется, как с ним взаимодействовать);
- какую пользу приносит.
Отношение к предмету или явлению.
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучения детей дошкольного возраста, оказывается наиболее несформированным.
Детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.
Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.
Одним из приёмов, который значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовому понятию;
• среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);
• размер;
• цвет;
• форма;
• строение или составные части;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);
• способ использования (или какую пользу приносят);
• субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и т. д.)
По такой модели можно составить описание любого предмета, явления, процесса или действия.
При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обращать внимание на:
- полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;
- логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
- связность текста (правильность согласования слов в предложении);
- образность (использование лексической выразительности).
Работу над опорными схемами на первом этапе провожу с использованием настоящих предметов, игрушек.
На 1 этапе демонстрирую детям схему по определённой лексической теме и объясняю содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т. п. присущи всем предметам определённой группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них нужно выбрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу следующие игровые упражнения.
«Расшифруй знаки-символы». Показываю ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок должен самостоятельно объяснить содержание символов каждой клеточки.
«Исправь ошибку». Показываю ребёнку картинку по определённой теме и последовательно объясняю содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание символов каждой клеточки.
«Покажи правильный символ». Показываю предмет и называю любое его свойство или признак. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
На 2 этапе работы даю детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.
Описывая предмет, я последовательно показываю на схеме клеточки.
3 этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.
Ребёнок получает настоящий предмет (игрушку, предмет, который принадлежит к определённой лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме
Анализируя результаты проведенной работы, хочу отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.
Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, рассказов по картине и серий картин, для придумывания загадок о предметах, заучивании наизусть.
Применение опорных схем способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения.
Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.
Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)
Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому. Это является структурой описательного рассказа
Структура описательного рассказа :
- название предмета или явления;
- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);
- внешний вид (форма, цвет, размер, материал);
- назначения (где используется, как с ним взаимодействовать);
- какую пользу приносит.
Отношение к предмету или явлению.
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучения детей дошкольного возраста, оказывается наиболее несформированным.
Детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.
Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.
Одним из приёмов, который значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовому понятию;
• среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);
• размер;
• цвет;
• форма;
• строение или составные части;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);
• способ использования (или какую пользу приносят);
• субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и т. д.)
По такой модели можно составить описание любого предмета, явления, процесса или действия.
При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обращать внимание на:
- полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;
- логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
- связность текста (правильность согласования слов в предложении);
- образность (использование лексической выразительности).
Работу над опорными схемами на первом этапе провожу с использованием настоящих предметов, игрушек.
На 1 этапе демонстрирую детям схему по определённой лексической теме и объясняю содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т. п. присущи всем предметам определённой группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них нужно выбрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу следующие игровые упражнения.
«Расшифруй знаки-символы». Показываю ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок должен самостоятельно объяснить содержание символов каждой клеточки.
«Исправь ошибку». Показываю ребёнку картинку по определённой теме и последовательно объясняю содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание символов каждой клеточки.
«Покажи правильный символ». Показываю предмет и называю любое его свойство или признак. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
На 2 этапе работы даю детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.
Описывая предмет, я последовательно показываю на схеме клеточки.
3 этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.
Ребёнок получает настоящий предмет (игрушку, предмет, который принадлежит к определённой лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме
Анализируя результаты проведенной работы, хочу отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.
Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, рассказов по картине и серий картин, для придумывания загадок о предметах, заучивании наизусть.
Применение опорных схем способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.