Папки-передвижки

Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста

Кашина Елена Владимировна
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста

«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста»

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Публикация «Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения.

Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)

Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому. Это является структурой описательного рассказа

Структура описательного рассказа :

- название предмета или явления;

- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

- внешний вид (форма, цвет, размер, материал);

- назначения (где используется, как с ним взаимодействовать);

- какую пользу приносит.

Отношение к предмету или явлению.

Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучения детей дошкольного возраста, оказывается наиболее несформированным.

Детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.

Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.

Одним из приёмов, который значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовому понятию;

• среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);

• размер;

• цвет;

• форма;

• строение или составные части;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);

• способ использования (или какую пользу приносят);

• субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и т. д.)

По такой модели можно составить описание любого предмета, явления, процесса или действия.

При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обращать внимание на:

- полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;

- логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

- связность текста (правильность согласования слов в предложении);

- образность (использование лексической выразительности).

Работу над опорными схемами на первом этапе провожу с использованием настоящих предметов, игрушек.

На 1 этапе демонстрирую детям схему по определённой лексической теме и объясняю содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т. п. присущи всем предметам определённой группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них нужно выбрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу следующие игровые упражнения.

«Расшифруй знаки-символы». Показываю ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок должен самостоятельно объяснить содержание символов каждой клеточки.

«Исправь ошибку». Показываю ребёнку картинку по определённой теме и последовательно объясняю содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание символов каждой клеточки.

«Покажи правильный символ». Показываю предмет и называю любое его свойство или признак. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

На 2 этапе работы даю детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

Описывая предмет, я последовательно показываю на схеме клеточки.

3 этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

Ребёнок получает настоящий предмет (игрушку, предмет, который принадлежит к определённой лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме

Анализируя результаты проведенной работы, хочу отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.

Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, рассказов по картине и серий картин, для придумывания загадок о предметах, заучивании наизусть.

Применение опорных схем способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения.

Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)

Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому. Это является структурой описательного рассказа

Структура описательного рассказа :

- название предмета или явления;

- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

- внешний вид (форма, цвет, размер, материал);

- назначения (где используется, как с ним взаимодействовать);

- какую пользу приносит.

Отношение к предмету или явлению.

Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучения детей дошкольного возраста, оказывается наиболее несформированным.

Детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.

Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.

Одним из приёмов, который значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовому понятию;

• среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);

• размер;

• цвет;

• форма;

• строение или составные части;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);

• способ использования (или какую пользу приносят);

• субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и т. д.)

По такой модели можно составить описание любого предмета, явления, процесса или действия.

При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обращать внимание на:

- полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;

- логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

- связность текста (правильность согласования слов в предложении);

- образность (использование лексической выразительности).

Работу над опорными схемами на первом этапе провожу с использованием настоящих предметов, игрушек.

На 1 этапе демонстрирую детям схему по определённой лексической теме и объясняю содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т. п. присущи всем предметам определённой группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них нужно выбрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу следующие игровые упражнения.

«Расшифруй знаки-символы». Показываю ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок должен самостоятельно объяснить содержание символов каждой клеточки.

«Исправь ошибку». Показываю ребёнку картинку по определённой теме и последовательно объясняю содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание символов каждой клеточки.

«Покажи правильный символ». Показываю предмет и называю любое его свойство или признак. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

На 2 этапе работы даю детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

Описывая предмет, я последовательно показываю на схеме клеточки.

3 этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

Ребёнок получает настоящий предмет (игрушку, предмет, который принадлежит к определённой лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме

Анализируя результаты проведенной работы, хочу отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.

Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, рассказов по картине и серий картин, для придумывания загадок о предметах, заучивании наизусть.

Применение опорных схем способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование графических схем при заучивании стихотворенияИспользование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июня 2024 в 16:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кашина Елена Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июня. День изобретателя и рационализатора в России. Передвижка «Ребенок -...

День изобретателя и рационализатора в России - праздник, который был введен в конце 50-х годов прошлого века по предложению Академии наук СССР и отмечался ежегодно в последнюю субботу июня.

27 июня. Праздник мыльных пузырей. Папка-передвижка «Развитие речевого дыхания»

Какой ребёнок не любит мыльные пузыри? Надувание мыльных пузырей приносит детям не только много радости, но и много пользы. Надувание мыльных пузырей - отличное упражнение для развития правильного...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД