Таранова Ирина Валентиновна
Использование новых технологий в музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Использование новых технологий в музыкально - ритмической деятельности»
Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс совместной деятельности наиболее эффективен в том случае, если ребенок внимателен и активен. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость и удовольствие. Чтобы этот опыт принес ребенку пользу, он должен иметь для него смысл.
Публикация «Использование новых технологий в музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах
Педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей.
Цель данного методического объединения:
повысить профессиональную компетентность музыкальных руководителей посредством овладения современными технологиями в музыкально -ритмической деятельности.
Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взгляд современные технологии музыкального развития детей, которые можно использовать в музыкально-ритмической деятельности с детьми.
Технология «Хор рук».
«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь).
Использование данной технологии направлено на развитие:
- координационной свободы движения;
- чувства ритма;
- внимания;
- ансамблевой слаженности;
- способности к двигательной импровизации.
Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров».
Предварительно дошкольники прослушивают музыкальное произведение. Далее идет обсуждение услышанного материала, высказываются о его характере, музыкальном образе.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего – «дирижёра», «вторую» – другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего – «дирижёра».
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в работу с технологией, можно начать работу с «одноголосия», т. е поначалу дирижером выступает взрослый, а ребята являются хором, повторяя движения. Затем место «дирижёра» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
После того, как ребята с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием».
Здесь ребята делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижёрами выступают один из детей и один взрослый. А со временем уже дети самостоятельно выступают в роли дирижеров.
Для более глубокого восприятия и творческого воображения дошкольников, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д.
В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.). На усмотрение фантазии педагога и ребят.
Особенностями технологии является то, что она может:
- применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
- с детьми разного возраста, в зависимости от поставленных задач.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому
ребёнку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.
Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.
Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие её, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма воспитанника.
Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребёнок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т. д. несёт огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Её применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия
Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то данную
технологию можно считать формой развития ассоциативно - образного мышления.
Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли
ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и с коррекционными.
Эвритмия.
В настоящее время всё более активно в совместной музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия – искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве.
Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно - коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения дошкольников.
Цель эвритмии:
развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение».
Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.
Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Eё основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером, основателем Вальдорфской педагогики.
Направления эвритмии:
гигиеническая; лечебная, педагогическая.
С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:
– жизненные силы ребёнка;
– развить ловкость;
– концентрацию внимания;
– улучшить мелкую моторику;
– координацию движения;
– развить правильное переживание пространства;
– правильную речь;
– мышление.
Эвритмическая совместная музыкальная деятельность в детском саду проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников.
Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.
Эвритмическая совместная музыкальная деятельность включает следующие этапы:
- подготовка пространства и костюмов.
Необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение;
- создание доверительной атмосферы и успокоение.
Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры;
- музыкально - ритмический круг.
Музыкально - ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
- блок развития мелкой моторики;
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей – всей группы как единого коллектива;
- импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- народные игры.
Завершение совместной музыкальной деятельности.
Эвритмическая совместная музыкальная деятельность завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди – «закрыть все замочки».
Мнемотехника.
Мнемотехника – это система правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации путём образования дополнительных ассоциаций.
Данный метод в работе эффективен при разучивании музыкально – ритмических движений на музыкальных занятиях.
Цель мнемотехники :
развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкально – ритмических движений.
Суть заключается в следующем: на каждую смену танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.
В мненосхемах, мнемотаблицах лучше использовать картинки с изображением человечков с разным положением рук и ног, так же разноцветные мнемосхемы, передающие детям настроение танца.
Изображение должно быть простым и понятным детям, и вызывать у них наглядную ассоциацию, не отвлекая лишними деталями.
Рефлексия.
Подведение итога.
Перед педагогами расположена «волшебная» шляпа. В ней находятся листочки с посланиями, которые вытягивает каждый участник, читает и дополняет.
«Я буду применять в своей работе….»
«Технологией… я уже пользуюсь»
«Мне понравилось….»
«Технологию…. не буду применять, потому что….»
«Для себя я отметила….»
«Меня заинтересовало больше всего….»