Алла Сазанова
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в ОО
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР - КЛАСС
«Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми дошкольного возраста в ОО».
для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность мастер- класса:
Публикация «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в ОО» размещена в разделах
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование нетрадиционных методов здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Цель мастер- класса:
Распространение педагогического опыта по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. в работе с детьми дошкольного возраста в ОО.
. Задачи мастер- класса:
Дать определение понятию здоровья.
Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями.
Участники располагаются на стульях.
За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в ОО».
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно".
Академик, хирург Н. М. Амосов.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью.
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению основными культурно - гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие.
Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
К нетрадиционным методам оздоровления относятся :
Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников : «Массаж биологически активных точек тела», «Дыхательная гимнастика» и «Хождение босиком». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.
Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).
Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня. (Приложение № 1)
Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма. (Приложение № 2)
Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.
При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность. (Приложение № 3)
Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение.
Также к нетрадиционным методам оздоровления относится :
Гимнастика для глаз; музотерапия (сон под музыку, пение); песочная терапия – игротерапия (игры с песком); сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой, русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие; психогимнастика. Арттерапия - это лечение искусством (лепка, рисование пальцами, марание, рисование сухими листьями и т. д., снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. Су-Джок терапия – это массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. Игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц можно применять такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки, игропластика включает в себя пальчиковую гимнастику, релаксация и т. д.
Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы.
Игровая форма проведения не только развлечет детей, но и будет способствовать формированию представлений об окружающем мире.
Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определение здоровью. (участники высказывают свое мнение.)
Таким образом, можно сделать вывод:
здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.
Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить, Вас, с вышеназванными методами.
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Предлагаю Вам разделиться на команды:
• Первая команда:
- Придумайте, пожалуйста, сказку о дружной семейке, играя со своими пальчиками.
Вторая команда педагогов:
-Придумайте, пожалуйста, комплекс упражнений «Путешествие ёжика», используя шарик Су - Джок.
• Третья команда
- Вам, предлагаю придумать игру, где будут задействованы не только пальчики и ладонь, но и костяшки всей кисти руки.
(Команды демонстрируют, что у них получилось).
Уважаемые, коллеги, спасибо за ваш интерес к моему опыту, активное участие, в мастер – классе. Спасибо, молодцы, у Вас получилось.
Итог мастер- класса:
Не зря мы сказали - все в наших руках (беру бабочку).
А в ваших руках “Моя оценка мероприятия”, которую я прошу мне поставить. Предлагаю ваших бабочек поместить на доску. Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса?
У, Вас, на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску.
Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка.
Оказывается - мы можем многое! Все в наших руках.
Благодарю вас за сотрудничество!
Творческих вам успехов!