Анастасия
Использование нетрадиционных технологий реабилитации «Изотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства. В работе используют самые различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу, нитки и так далее.
Изотерапию применяют для снятия психического напряжения
, стрессовых состояний при коррекции нервозов, страхов.
Выделяют два направления изотерапии :
Темочки:
Пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для анализа и интерпретации;
Активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.
У детей данный метод арт-терапии показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимание. Их эмоции, выраженные в виде произведения искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.
Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:
Дети-инвалиды;
С задержкой физического и психического развития;
С нарушениями и расстройством психики;
Имеющие физические особенности;
Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.
Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:
Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину, пластилин и т. д. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может ещё больше его травмировать;
Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность; Повышение самооценки;
Научить терпению и аккуратности.
Условия успешного проведения изотерапии :
Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. Ребенок не должен испытывать затруднение при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения и результат.
Изобразительные техники и приемы лучше использовать нетрадиционные.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направ ляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Приемы изотерапии :
«Марание».
В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Данный
прием нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции
агрессивности и гиперактивности у детей.
Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичность движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
«Рисование пальцами, ладошками».
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребенок с ОВЗ, когда опускает палец в гуашь – плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет в некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.
Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.
Именно для детей с ОВЗ игры с красками служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
«Рисование по мокрому листу».
нии краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. омпазиционной случайности м
Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми. При рисовании на мокром листе вовсе не обязательно рисовать что-то определенное. Ребенок получает возможность просто повозиться с красками.
Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточки. При прикосновении кисточки с краской к мокрому листу, краска должна растекаться, примерно, на 1-2 см в диаметре вокруг кисточки.
Данный метод изо-терапии дает детям возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, толчок к исследованиям и эксперименту. Кроме этого, развивается эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.
«Рисование сухими листьями, сыпучими материалами продуктами».Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся, частички стряхивают. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.
Можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.).
Такая техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
«Техника каракулей, штриховка».
Вариант рисования по кругу. Техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности, а также для повышения самооценки).
Изображение создается без красок с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.
Штриховка – это графика. Изображение создается с помощью карандашей и мелков. Штриховки могут иметь различное воплощение:
- заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности);
- рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия);
- изображение объектов и символов в ритмической манере.
Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломанными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира. Штриховки просты в использовании, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.
«Рисование на стекле».
В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать кистью и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Прямо в процессе рисования можно нанести новый рисунок, смыть. так и поступают реактивные и тревожные дети. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственность за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей «задавленных и затюканных». Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
«Монотипия».
Монотипия - это вид печатной графики. Произведениям, выполненным в этой технике, присущи плавность и мягкость очертаний форм.
Монотипия считает одной из простейших техник рисования красками. Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, так как создать две одинаковые работы не возможно.
Кроме традиционной манеры создания оттисков появилось множество альтернативных разновидностей этой техники :
Флоротипия. Печатную форму покрывают краской, а потом на ней раскладывают листья, цветки и стебли растений. После обработки под прессом на бумаге остается оригинальный отпечаток с силуэтами использованных предметов.
Акватипия. На листе бумаги выполняют рисунок гуашью, а затем не раскрашенные участки закрашивают черной тушью. Высохший лист с изображением помещают в емкость с водой. Гуашь в ней частично растворяется, а тушь нет. Получается размытый оригинальный художественный образ.
Акваграфия. Самая неожиданная манера рисования. Жидкую не растворимую краску разных цветов медленно добавляют в емкость с водой. Плавающие по поверхности пигменты перемешивают кисточкой, создавая разнообразные подвижные узоры. Затем в емкость аккуратно кладут лист бумаги на несколько секунд и вынимают его. Водяной узор отображается на бумаге в виде красочной картинки.
Достоинствами использования монотипии на занятиях считают следующие свойства:
Развитие мелкой моторики;
Формирование творческого мышления;
Развитие речи;
Стабилизация эмоционального фона;
Нормализация нервной системы;
Работа над важными навыками: усидчивость, настойчивость, внимательность;
Понимание формы предметов;
Осознание нового умения;
Работа над отличиями цветовых оттенков.
Процесс обсуждения полученных результатов с педагогом позволяет формировать у ребенка пространственное мышление, развивает воображение и одновременно помогает формировать и выражать мысли.
Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это
режным взаимоотношениям со сверстниками и взрослымись коректному общению
способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Изотерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.
Развивающие. Благодаря использованию изотерапии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм изодеятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.