Елена Горенинских
Использование нетрадиционных методов и приемов при адаптации в ДОУ детей раннего возраста
▼ Скачать
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.
Публикация «Использование нетрадиционных методов и приемов при адаптации в ДОУ детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Когда ребенку хорошо и спокойно, он развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Наши задачи:
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
При адаптации детей раннего возраста я применяю нетрадиционные методы и приемы.
Чтобы отвлечь детей, включаю аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов и сказок, а также звуки природы. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей : повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях.
Наиболее эффективным, а иногда и единственный прием работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. В своей работе предпочитаю шумовые игрушки, изготовленные из различного цвета бусинок, бисера, можно порезать и дождик из фольги. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Не нужно стремится к большому количеству вариантов «шумелок», главное, чтобы они отличались друг от друга не только внешним видом, а так же способом извлечения из них звука. За время работы у меня образовалось несколько самых востребованных и удобных в обращении инструментов:
1. «Колокольчик» - металлический колокольчик внутри горлышка от маленькой пластиковой бутылочки;
2. «Шуршунчик» - мешочек из ткани (размером 6 на 12 см.) с наполнителем из шуршащей целлофана;
3. «Гремелочка» - пластиковое яйцо из «Киндера сюрприза», наполненное горохом. Резинка проходит через яйцо. Длина петли должна подходить для одевания игрушки, как на руку, так и на обувь ребёнка;
4. «Бутылочка» - бутылочка из под йогурта «Растишка» с крышкой. Внутри которой, сыпучая крупа;
5. «Деревянные палочки, деревянные ложки».
Количество инструментов желательно иметь по количеству детей группы. Для обучения игре с шумовыми инструментами необходимо соблюдать последовательно этапы:
1) Знакомство с инструментом (показ педагога) : рассматривание внешнего вида, название, наличие определённого звука. Обучение правилам обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление его с музыкальным произведением.
2) Рассматривание инструментов, манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звука.
3) Озвучивание сказок «шумелок», разучивание сложных игр, потешек с большим количеством шумовых инструментов доступного для малышей.
4) Творчество детей в шумовом оркестре.
При знакомстве детей с шумовыми инструментами возможно использовать любую танцевальную мелодию («Полянка», «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», где каждая часть меняет способ озвучивания (стучать по мешочку, сжимать и разжимать, давить на него одним пальцем и всей ладошкой, движения «постираем»). Предлагаем несколько примеров игр с шумовыми инструментами. Например игры: «Стирка», «Зима», «Зайка – шалунишка», с «бутылочкой» под стишок «Пирожок», «Деревянные палочки» и др.
В своей работе с деть успешно применяю нетрадиционную технику рисования на пищевой пленке. Техника рисования на пищевой плёнке просто волшебная. На пищевой плёнке можно рисовать и на улице и в помещении. Дети весело и с пользой проводят время.
Материалы: пищевая плёнка, гуашь, кисти, ёмкость с водой, сухие салфетки. Детям стало очень интересно. Мы перевернули стол ножками вверх, натянул плёнку и начали рисовать. У детей поднялось настроение, заблестели глаза. Кто-то просто закрашивал плёнку разными цветами, смешивал краску и смотрел какой цвет получился. Кто-то рисовал небо, солнце, снег. Всем очень понравился такой способ рисования и никто не хотел заканчивать свой рисунок. Рисунок – прекрасная возможность проявить себя в изобразительном творчестве ребенок передает свое отношение к окружающему миру, делится со страхами и отрицательными эмоциями а может передавать чувство радости.
Для родителей в нашем детском саду в течение года проводиться ряд мероприятий. Как, например: 6 марта в нашем саду состоялся не обычный праздник, организованный в рамках празднования «Международного женского дня» в 1 младшей группе для мамочек работала творческая мастерская с красивым названием «Мукасолька» - это технология лепка из соленого теста.
Мамочки получили заряд позитива, и хорошее настроение. Что очень важно в период адаптации «спокойна мама, спокоен ребенок».
Список используемой литературы :
1. Л. Виноградов «Музыка как наука общения и воображения» «Детский сад со всех сторон» №29, 2007г.
2. Т. Тютюнникова «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная палитра» №6, 2006г.