Екатерина Дубогрызова
Использование нетрадиционных форм и методов в работе учителя-логопеда с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество все больше и больше использует в повседневной жизни новейшие информационные, технические и компьютерные средства. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации и постоянного изобретения технологий, способствующих качественной обработки и систематизации материала.
Всё чаще в своей работе мы сталкиваемся с необходимостью применения современных технологий в работе с детьми. Наши дети растут в окружении компьютеров, планшетов, мобильных телефонов. У дошкольников с нарушениями речи характерна недостаточная выраженность познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации. Поэтому одна из центральных проблем в работе логопедов – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия?
Публикация «Использование нетрадиционных форм и методов в работе учителя-логопеда с детьми» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Использование в логопедической работе с детьми разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. В своей работе мы используем современные технические и информационные средства обучения и внедрили игры с мини-роботами Bee- Bot «Умная пчела». «Умная пчела» -это программируемый робот, который прост в управлении, отвечает требованиям безопасности и имеет эстетически оформленный внешний вид. Этот дружелюбный мини-робот является замечательным инструментом для игры и обучения! Лого-роботов можно использовать в играх по развитию слухового и зрительного внимания, по активизации артикуляционного аппарата, формированию звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звуко-буквенного анализа, при уточнении активизации словаря, коррекции и развития грамматического строя речи. Внедрение «Умной пчелы» в коррекционную работу даёт возможность педагогам, родителям перейти от наглядного метода обучения к деятельностному взаимодействию, при котором ребенок становится активным участником, а не пассивным объектом воздействия взрослых.
Предназначение: для формирования основ начального программирования, пространственного мышления и воображения, развития логического и алгоритмического мышления, развития коммуникативных навыков, концентрации внимания, визуального восприятия.
Преимущества: повышает интерес ребенка к выполнению заданий; повышает непроизвольное внимание детей; создает благоприятный эмоциональный фон ;предотвращает утомление детей; развивает компьютерную грамотность, необходимую для дальнейшего успешного обучения в школе.
Нам необходимо стремиться к разумному сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Игры с пчелкой проводятся с применением традиционных дидактических игр и упражнений, выполнения заданий на столах, листах бумаги. Использование мини-роботов Bee - Bot может являться частью занятия или быть сопутствующим помощником на протяжении всего занятия и органично сочетается с другими видами деятельности.
Характеристики мини-робота Bet-bot «Пчелка» понимает 6 различных команд; встроенная память для запоминания последовательности до 40 команд; шаг команды линейного перемещения 15 см; поворачивает на угол 90°по команде поворот; можно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой; встроенная батарея, заряжается от USB-порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона. Робот способен выполнять любые команды, при этом он продемонстрирует свой восторг мигающими глазками и музыкальным сопровождением. Если пользователь решает изменить команду или стереть имеющиеся настройки, то это делается одним нажатием кнопки.
Игры, применяемые в работе с мини-роботом «Bee Bot» «Умная пчела».
Развитие артикуляционного аппарата и звукопроизношения. «Посмотри и повтори». Ребенок строит маршрут пчелки до артикуляционного упражнения на картинке и выполняет его («Часики», «Вкусное варенье», «Маляр»). «Найди правильно». Ребенок на поле находит картинку с заданным артикуляционным упражнением, строит маршрут к нему. «Повтори звук». По выстроенному ребенком маршруту пчелка останавливается у картинки-символа звука, ребенок его произносит (Змея-звук «Ш», тигр-звук «Р», насос – звук «С», жук-звук «Ж»).
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
«Дежурный звук». Ребенок строит маршрут пчелки до заданного символа гласного звука, затем называет слово с этим звуком.
«Звуковая дорожка». Пчёлка проходит звуковую дорожку с гласными символами (буквами, а ребенок их произносит.
«Узнай и назови звук». На коврике разложены картинки, название которых начинается с гласного (согласного) звука. Ребенок строит маршрут пчёлки к одной из картинок, называет слово и определяет в нем первый звук.
«Гласные песенки». На коврике карточки со слогами из звуковых символов. Ребенок строит маршрут пчелки до заданного слога, называет его.
«Составь слово». На коврике картинки с цифрами. Программируется маршрут пчелки поочередно к картинкам. Ребенок определяет первый звук в названии картинки и составляет слово из первых звуков на картинках (мышка – М, аист-А, кот-К, слово МАК).
Развитие фонематического восприятия (навык звуко-буквенного анализа).
«Слоговые дорожки». Пчелка проходит слоговую дорожку с заданным звуком, а ребенок читает самостоятельно.
«Назови слог». На коврике разложены карточки со слогами. Ребенок строит маршрут пчелки к любой из карточек, читает слог и определяет, какой один и тот же звук встречается в каждом слоге.
«Узнавайка». Ребенок находит картинку с заданным звуком, строит маршрут пчелки, называет слово, определяет место звука в слове.
«Найди звук». Маршрут пчелки проходит по всем картинкам с определенным звуком в разной позиции. Ребенок определяет позицию звука в каждом слове.
«Буквы рассыпались». Собрать из букв слово. Ребенок строит маршрут к буквам так, чтобы получилось слово ( Например: Д, О, М – ДОМ, С, О, М - СОМ, К, О, З,А – КОЗА).
«Слоги перепутались». Из предложенных слогов составить слова. Ребенок выбирает слоги, строит маршрут пчелке и составляет слово ( Например: СО, КА, БА – СОБАКА; БИ, НЫ, ХИ – ХИБИНЫ: РЫ, ГО – ГОРЫ).
Активизация словарного запаса.
«Слова – наоборот». Ребенок подбирает слова-антонимы на картинках и строит маршрут пчелке.
«Рифмочки». Ребенок строит маршрут к картинкам, подбирая рифмы.
«Что не подходит». Найти лишнюю картинку, выбрать маршрут пчелке к ее исключению (при изучении лексических тем).
«Кому что?» выбрать предмет для определенной профессии.
«Чего не дорисовал художник». Выбрать маршрут пчелке к каждой картинке. Рассказать, чего не хватает на картинке.
Развитие грамматического строя речи.
«Посчитайка». «Угости Карлсона» – выбрать варенье (джем, повидло, сок) для Карлсона. «Чей домик» - выбрать маршрут к жилищу животных, птиц. «Где живут предлоги». Выбрать маршрут пчелки к картинке с заданным предлогом.
Развитие связной речи.
«Составь рассказ по сюжетной картинке». «Составь рассказ по серии картинок».
Представленные игры многофункциональны и направлены на решение нескольких задач, но в каждой игре ребенку необходимо задать направление движения «Умной пчёлке», тем самым запланировав алгоритм движения мини-робота на тематическом коврике.
Такие игры очень нравятся дошкольникам. Дети с удовольствием помогают «Умной пчёлке», одновременно выполняя различные логопедические задания.
Таким образом, использование интерактивных средств обучения в образовательных организациях является новой ступенью в системе образования, позволяя оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, создавать в процессе обучения необходимую дошкольникам с нарушениями речи «ситуацию успеха», повышая мотивацию дошкольников, развивая речь и коммуникативные навыки и способствуя самореализации воспитанников.