Ольга Никонова
Использование нетрадиционных дидактических пособий в работе логопеда для автоматизации и дифференциации звуков у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для студентов: «Использование нетрадиционных дидактических пособий в работе логопеда для автоматизации и дифференциации звуков у детей»
Актуальность
Этап автоматизации и дифференциации звуков - это сложный процесс кропотливой, длительной тренировки ребёнка, основанный на многократных повторениях. Овладение фонетической (произносительной) стороной речи совершается на основе подражания. Сделать занятия интересными, разнообразными, эффективными помогают игровые приёмы для формирования правильного произношения.
Публикация «Использование нетрадиционных дидактических пособий в работе логопеда для автоматизации и дифференциации звуков у детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Когда ребёнок выполняет действие во время называния и слушания, он легче усваивает материал, т. к. у него задействованы 3 анализатора: зрительный, слуховой и двигательный. Плюс у него работает мотивация – ведь именно он выбрал эту игру. Следовательно, коррекционный процесс проходит более эффективно.
Повторять, отвечать на вопросы гораздо интереснее, играя в мяч, воздушный шарик. Определять какой звук спрятался в слове интереснее, раскладывая картинки или «сокровища» по коробочкам, двигая разноцветные бусы к символам. К обычной работе добавляется игра и мотивация. Проговаривать картинки интереснее, когда какая-нибудь игрушка «говорит» неправильно, а у ребёнка уже получается правильный звук.
Я в своей работе использую игры, которые опираются на взаимодействие зрительного, слухового и двигательного анализаторов.
Игровое пособие «Звуковые дорожки»
При работе над автоматизацией изолированного звука использую модифицированное пособие Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги» и различные звуковые дорожки.
Пособие помогает решать следующие задачи:
• Автоматизация изолированного звука и слогов.
• Развитие мелкой моторики,
• зрительно- пространственного восприятия.
Аналогичная работа проводится на этапе автоматизации слогов.
• Ребёнок везёт по дорожке машинку, произнося нужный нам звук : Даё тся инструкция по показу: Машина едет домой, её мотор рычит:рррррррррррррр…
• Ребёнок «шагает» по дорожкам указательным и средним пальцами, произнося при этом звук или слоги. Дорожки могут быть выполнены в различных техниках и из различных материалов, что способствует развитию тактильного восприятия.
• Ведё м пальцем по дорожке и шипим: Кошка шипит и идет к рыбе
• В лесу дорожка из листиков. Листья шуршат под ногами. Шагаем указательным и средним пальцем по дорожке из пуговиц и произносим слоги: ша-шо; ша-шо-шу; аш-ош; аш-ош-уш.
Игровое пособие «Математический планшет с резиночками».
Я использую математический планшет для автоматизации звуков в словах и предложениях;
Работая с этим пособием, мы закрепляем навыки пространственного ориентирования на плоскости;
Мы развиваем мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, воображение.
Варианты использования.
Ребёнок хочет собрать какой-либо рисунок. Он это делает по образцу, либо придумывает сам. Но каждую резиночку нужно заслужить правильным произношением.
• Ребёнок отражённо повторяет слова за логопедом (например, со звуком Л) и размещает резиночки на планшете. Дети сами выбирают, что они будут делать. Получается какой-то рисунок.
• Аналогично можно работать с предложениями.
Что ты будешь строить?
Повторяй слово и бери резиночку, размещай её на планшете.
• Игра, муравей, баранка,
• пудра, дракон, выдра,
• квадрат, кран, крот,
• краска, крапива, град,
• гром, груша, гранат,
• страус, трасса, астра,
• дрова, кровать, пароход.
А что ты построил? Какой формы? Какие геометрические фигуры можно найти в твоей постройке?
Повторяй предложение и бери резиночку, размещай её на планшете.
• Егор красит забор.
• Рома красит раму красной краской.
• Жора рубит дрова топором.
• На небе разноцветная радуга.
• У Веры морская ракушка.
• Рома поймал крупного карася.
• Рома купил огромный арбуз.
• Корова Розочка ест травку.
Многофункциональное пособие «Мягкие квадраты».
Пособие представляет собой большой квадрат, разделённый на 16 разноцветных, выполненных из фетра квадратов с кармашками для картинок. Его основа – потолочная плитка. Картинку держат пластиковые плёнки-полоски, которые вставляются в квадраты.
Это пособие я использую для автоматизации звука на уровне слова, а также дифференциации звуков на уровне слова;
• Работая с этим пособием, мы развиваем зрительное восприятие и навыки пространственного ориентирования; Например, назови все картинки справа (радуга, мухомор, краски).
Назови картинки, расположенные вверху? (Кровать, радуга). Назови картинки, которые находятся внизу? (Фрукты, рысь, краски).
• Закрепляем восприятие цвета, оттенков;
Например, назови цвета квадратов. Назвать картинки в кармашках желтого цвета, в кармашках зелёного цвета.
• Закрепление навыка употребления в активной речи детей предлогов пространственного значения над, под, между, наречий справа от, слева от, вверху, внизу.
Например, назови картинку над поваром, под морковкой, между поваром и мухомором, справа от повара, слева от зебры.
• Формирование умения ориентироваться на плоскости, определяя верхний правый, нижний правый, верхний левый и нижний левый углы.
Назвать картинку, расположенную в правом верхнем углу.
• Развитие глазодвигательных функций; (зрительное прослеживание)
Игры с марблз (фишками, пуговицами)
Я использую игры с марблз, фишками, пуговицами для автоматизации звуков на материале слогов, слов, предложений.
и дифференциации звуков на материале слогов, слов;
Работая с этими стимульными материалами, мы развиваем мелкую моторику; ориентировку на плоскости и тактильные ощущения; зрительное внимание и память;
У ребенка развивается фантазия, когда он сам придумывает, какую фигуру он сложит из камушков; Марблз служат прекрасным стимулом для повышения интереса к занятию. Автоматизация слов происходит в процессе практической деятельности. У детей получается продуктивная деятельность (они сложили красивый рисунок или башню). В результате картинка получается яркая, красивая, запоминающаяся, что служит прекрасным стимулом для повышения интереса к занятию.
Эти игры помогают развивать грамматический строй речи, слоговую структуру слов;
Варианты работы.
Ребёнок отраженно повторяет слоги, слова и предложения, выбирая пуговицы и выкладывая из них рисунок, который придумал сам. Можно делать мини-постройки из марблз. Узоры из марблз или фишек. Можно перекладывать марблз в коробочки, сортируя их по форме.
Можно соревноваться: кто правильно скажет, тому и камешек.
Выкладывая марблз в ряд и считая их, мы можем отрабатывать грамматические категории: учим согласовывать существительные и числительные.
Можно отрабатывать произнесение слов со сложной слоговой структурой.
Можно выкладывать камешки на специальные шаблоны. Марблз расставляют на специальные кружочки, закрывая дырочки в большом предмете. (Например ёлке).
На этих кружочках нарисованы маленькие предметы. Ребёнок называет маленькие предметы и кладет сверху камешки (пуговицы).
А можно также использовать пластилин. Залеплять дырочки пластилином, что очень полезно для развития мелкой моторики пальцев рук. Что благоприятно воздействует на речь.
Повторяй слова и раскладывай камушки по форме в коробочки,.
Шаг, шар, шарф,
Шум, шуба, шутка
Шел, шелк, шёпот
Шило, шина, ширма
Шкаф, шланг, шлем
Шлюпка, шляпка, штопка,
Школа, штора, шкура
Шланг, шмель, шлем.
Собирай узор из фишек и повторяй предложения.
Хлопушки у Илюшки.
У Даши в кармашке маки и ромашки.
Два малыша у шалаша.
У нашей машины новые шины.
Шутки у Мишутки.
Камыши шуршат.
У нашей машины шипы на шинах.
У бабушки в шкатулке много катушек.
Антошка собирает вишни в лукошко.
Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке.
Эти пособия мы можем использовать на этапе дифференциации звуков.
Раскладывая сокровища по коробочкам, чё тко проговори пару слов: Например: Сайка –шайка.
• 1. В каком слове спрятался звук с (сайка, а в каком звук ш (шайка).
• 2. Какой звук ш или с спрятался в слове шайка? (сайка)
Сайка –шайка, сутки-шутки, скала –шкала, споры –шпоры, шалаш-салат, мешок-кусок, росла-пошла, шумно-сумка, лесок-пушок, сорок-шорох, носок-вершок, спали-шпалы, крыса-крыша, шуметь-суметь.
Посчитай предметы от 1 до 5и (кошка, лягушка, мышка).
Таким образом, использование игровых приёмов в процессе автоматизации и дифференциации звуков делает занятия интересными, разнообразными, эффективными.