Галина Соломатина
Использование нетрадиционной техники рисования штампом в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рисуем штампом
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Дети любят рисовать не только карандашом и кисточкой, но и нетрадиционными способами. Техника рисования штампами нравится всем без исключения детям и даже взрослым. Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибочного изображения легко придумать что-то новое. В результате ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с ним и желание рисовать.
Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования штампом в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно явно это видно при работе с малышами так называемого до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью. А главное то, что рисование штампами играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность.
Работая с малышами, воспитывающимися в специализированном Доме ребенка, мы заметили, что у большинства нарушено целостное восприятие предмета, плохо развиты движения рук, отсутствует скоординированность действий глаз и рук, поэтому им легче изображать предметы, отталкиваясь от штампа. Кроме того, несмотря на кажущуюся простоту этого метода рисования, у малышей формируются интерес и мотивация к изобразительной деятельности, повышается самооценка, активизируются эмоции; дети знакомятся с сенсорными эталонами, у них развиваются координация движений, моторика, тактильные ощущения. Однако тема использования штампов недостаточно изучена и не в полной мере представлена в практике, поэтому выбранную тему мы считаем актуальной.
Продуктивная деятельность по обучению детей раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в специализированном Доме ребенка, рисованию с использованием штампов организуется раз в месяц. Длительность ее составляет 10-15 минут в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель системы. Формирование изобразительных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в специализированном Доме ребенка, посредством рисования штампом.
Задачи системы. Познакомить с различными видами штампов; учить пользоваться ими по алгоритму и изображать знакомые предметы и явления природы с их помощью; привлекать внимание к оттискам на бумаге; побуждать задумываться над тем, что нарисовано, на что похож рисунок; развивать восприятие формы, величины и цвета предметов; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику пальцев, эстетическое восприятие окружающих предметов, творческое воображение, интерес и положительное отношение к рисованию; воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность при работе с красками.
Работа по обучению детей рисованию штампами проводится в соответствии со следующими принципами обучения:
• единство развития и диагностики, предполагающее обучение с учетом его результатов;
• учет зоны ближайшего развития ребенка, что активизирует развитие сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно;
• деятельностный подход, который предполагает организацию работы с детьми с учетом ведущей для их возраста деятельности;
• систематичность и последовательность, помогающие выстраивать порядок работы с усложнении задач на последующем этапе;
• активность и сознательность, опирающиеся на организацию активной познавательной деятельности;
• доступность и индивидуальность, учитывающие возрастные познавательные, психологические особенности;
• наглядность, обеспечивающая восприятие материала с использованием чувственной основы.
Для проведения работы по данной теме использовали следующие методы и приемы: наблюдение, рассматривание иллюстраций и предметов, выделение их частей, объяснение, показ способов изображения, сотворчество, прием пассивных действий, художественное слово, слушание музыкальных произведений, игровые приемы, использование фланелеграфа.
Виды штампов
1. Штампы из деревянных фигурок (кубики и т. п., не гладкие).
2. Штампы из овощей и фруктов.
• Штампы из моркови. Сделайте два-три штампа : круг, овал, а для лепестков – круговой сектор (для этого нужно обрезать две стороны треугольника, а третью оставить закругленной).
Штампы из картофеля. Разрежьте картофелину пополам, нанесите на сторону разреза рисунок и аккуратно по контору уберите лишнее. Вырезать можно что угодно, вернее то, что хорошо получается, - от домика до цветка.
• Штампы из капусты. Можно скрутить лист капусты, сделать ровный срез - отпечатком будет необычная розочка. Интересный отпечаток получается из среза пекинской капусты.
• Половинки лука, яблок, груш и других овощей и фруктов.
3. Штампы из поролона. Ребенок опускает кусочек поролона (или тампон из поролона) в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, хорошо рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.
4. Листья. Найдите на улице красивые по форме листья деревьев. Обмакните их одной стороной в разведенную краску. Аккуратно прикладывайте окрашенную сторону к альбомному листу, слегка прижимая ее к бумаге салфеткой, разгладите рукой. Уберите листья и рассмотрите отпечатки.
5. Крышки от пластиковых бутылок, пробки, ластики, маленькие дощечки, спичечные коробки, кубики и детали конструкторов типа «Лего» (впрочем, последние сами по себе уже являются неплохими штампиками).
6. Штампы из пластилина изготавливаются путем выдавливания в нем узора любым острым предметом вроде стержня шариковой ручки. Им же очень удобно продавливать рисунки на кусочках пластиковых лотков, в которых продаются овощи, фрукты.
7. Обычные резинки, наклеенные на основу в форме квадрата, треугольника, кружка, звезды, змейки и т. д.
8. Баночки и бутылочки с разными конфигурациями и диаметрами горлышка и дна. К примеру, донышки пластиковых бутылок дают замечательные оттиски цветка или солнышка.
9. Котельные соломинки, расщепленные на конце, - чем глубже разрезы, тем длиннее отпечатки лепестков-лучиков.
10. Штампы из намотанных на основу толстых ниток, веревочные клубочки, куски старого свитера рельефной вязки и каната.
11. Скрученные фантики или коробки (штампы для цветов) (фото 4).
12. Штампы из пенопласта.
13. Ватные палочки, вата и мятая бумага. Для каждого цвета понадобится отдельная палочка. С помощью этих штампиков прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов делайте палочками. Неменьшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей-цветочков и ягодок (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсит его орнаментом из точек.
Этапы работы по обучению детей рисованию штампами
• Первый. Цель. Учить оставлять след от штампа на бумаге.
• Второй. Цель. Учить оставлять след от штампа, не выходя за пределы листа.
• Третий. Цель. Учить ориентироваться на листе бумаги; учить оставлять отпечатки на бумаге, располагая их в определенной последовательности.
• Четвертый. Цель. Учить изображать с помощью различных штампов простые предметы, состоящие из двух-шести частей.
В данной системе работы осуществляется личностноориентированный подход, основанный на учете индивидуальных особенностей ребенка, его уровня развития, времени начала коррекционно-развивающей работы.
Первый этап
Занятие 1. «Знакомство со штампами»
Задачи. Познакомить с новым материалом - штампами; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь : взять штамп, обмакнуть его в краску, аккуратно положить на лист, прижать и, не двигая, поднять вверх; обращать внимание на следы, оставляемые штампом на бумаге; учить видеть сходство оттисков с предметами; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности.
Занятие 2. «Кубики»
Задачи. Познакомить с методом рисования штампом с помощью деревянных фигур (кубиков); уточнять и закреплять знание цвета и формы; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Игровой прием. Рассматриваем разные кубики, печатаем кубики для медвежонка и его друзей.
Второй этап
Занятие 3. «Мячи»
Задачи. Учить рисовать с помощью штампов из моркови; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Игровой прием. Приходит кошка, говорит, что котятам нечем играть, надо нарисовать им мячи.
Занятие 4. «Звездочки»
Задачи. Учить рисовать с помощью штампов из картофеля, оставлять отпечатки на бумаге, не выходя за пределы листа; продолжать формировать интерес и положительное отношение к рисованию; вызывать положительные эмоции.
Занятие 5.«Тарелки»
Задачи. Продолжать знакомить с техникой рисования штампами из картофеля; развивать чувство композиции и цвета; приобщать к декоративной деятельности.
Игровой прием. Поможем кукле украсить тарелки.
Третий этап
Занятие 6. «Башня»
Задачи. Учить рисовать с помощью штампов - деревянных кубиков и ориентироваться на листе бумаги, располагая отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм; продолжать формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Занятие 7. «Гусеница»
Задачи. Учить ориентироваться на листе бумаги; продолжать учить рисовать с помощью штампов - деревянных кубиков; учить располагать отпечатки рядом друг с другом и радоваться своим рисункам и рисункам товарищей.
Игровой прием. Нарисуем гусенице подружек, чтобы ей не было скучно.
Занятие 8. «Вагончики поезда»
Задачи. Закреплять умение рисовать штампами, располагать отпечатки друг за другом, ориентироваться на листе бумаги; закреплять знание цветов и форм; продолжать формировать интерес и положительное отношение к рисованию; формировать аккуратность при работе с красками.
Использованная литература
1. Величко Е. В. Обучаясь-лечусь: Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. Астрахань, 2008.
2. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. СПб, 2002.
3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников : Пособие для воспитателя детского сада. М., 1980.
4. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР. М., 2004.