Светлана Солопенкова
Конспект занятия по ФЭМП с использованием камешков «Марблс» и сенсорного пакета с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Путешествие по волшебным тропинкам" с использованием нетрадиционного материала камешков "Марблс» и сенсорного пакета»
Программные задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умения детей устанавливать размерные соотношения между четырьмя предметами разной длины.
2. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов: самая длинная, короче, еще короче, самая короткая.
3. Продолжать учить считать в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд.
Развивающие:
1. Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Марблс. Игры с камешками
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Целлофановые пакеты, пленка
- Темочки
2. Совершенствовать представления о цветах.
3. Закрепить знания о видах транспорта.
4. Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость, внимание, воображение.
Воспитывающие:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать сказочным героям.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Демонстрационный материал: Презентация к с занятию; карточки с числами; камешки "Марблс"; геометрические фигуры, цифры, математические знаки, сундучок, ноутбук, светящийся шар.
Раздаточный материал: камешки "Марблс", карточки с заданиями, геометрические фигуры, цифры, полоски цветной бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас сюрприз, который прибыл к нам с острова волшебных камней - Волшебный шар знаний. Давайте поприветствуем нашего гостя и друг друга, скажем "Доброе утро" (Шар светится).
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте мы с вами правильно подышим, чтобы зарядиться энергией нашего волшебного шара.
«Носиком вдохнули, ротиком подули.
Солнышко вдыхаем. Сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем, капризки выдыхаем.
Здоровье вдыхаем, болезни выдыхаем!»
Воспитатель: Молодцы! (Волшебный шар знаний выключается) Посмотрите, нам пришло письмо от жителей «Волшебной страны камней». Они пишут, что злой волшебник (Слайд 2) забрал все знания и умения жителей страны, поэтому шар погас! Вновь зажечь волшебный шар знаний и помочь жителям вернуть их знания, помогут необычные камни, которые они отправили нам в подарок в сундучке. А как работают эти камни, мы сможем узнать, выполнив некоторые задания! Жители страны просят ребят о помощи!
Воспитатель: Поможем им, ребята, зажечь волшебный шар знаний?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие. Проходите за столы.
– А на чём можно путешествовать? /Ответы детей/ - Хорошо, верно, я согласна с вами, но я подготовила вам сюрприз, возьмите карточку с цифрой 1, посмотрите внимательно и скажите - Что на ней изображено? (Слайд 3)
- Верно - круги, точки и непонятно что это? Чтоб узнать, мы с вами сейчас соединим эти точки по порядку и узнаем, на чём мы отправимся с вами путешествовать.
- Значит отправимся в путешествие мы с вами в "Волшебную страну камней" на машине. Нашим проводником будет Лесовичок, он все тропки в волшебном лесу знает. (Слайд 4)
- А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки». Будьте внимательны! (Слайд 5)
- Что бывает раньше утро или вечер?
Дети: - Утро!
- Сколько ранним утром глаз открывается у нас?
Дети: - Два!
- Назовите времена года?
Дети: - Зима, весна, лето, осень!
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
Дети: - Двое!
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
Дети: - Круг!
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько носов у 5 котов? (5)
- Сколько пальцев на двух руках? (10)
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше. (Звучит музыка)
- А вот и второй привал «Угадай-ка». На мониторе лесные жители, каждый из животных должен найти свой дом, по заданной дорожке. (Слайд 6-7) Наша задача узнать, чей домик расположен всех дальше, а чей всех ближе. Определить расстояние нам помогут камешки Марблс. Ваша задача уложить камешки на дорожку, затем сосчитать их и определить у кого же дорожка длиннее, а у кого короче. /Самостоятельная работа детей/
- Проверяем, ребята, сколько камешков вы уложили на дорогу от медведя до берлоги? (6) Находим цифру 6 в подносах и ставим её рядом с берлогой в пустой квадрат
- Сколько камешков вы уложили на дорожку от лисы до норы? (5) Находим цифру 5 и ставим рядом с норой.
- Сколько камешков вы уложили на дорожку от белки до дупла? (7) Находим цифру 7 и ставим рядом с дуплом.
- Чья дорога оказалась самая длинная? Сколько камешков вы на неё положили?- 7
- Чья дорога оказалась самая короткая? Сколько камешков вы на неё положили?- 5
- Молодцы, ребята! И на этом привале вы хорошо справились с заданием. А сейчас поедем за Лесовичком по тропинке дальше. (Звучит музыка, голоса птиц)
Вот и третий привал. А называется он «Загадки». (Слайд 8)
- Будьте внимательны, кто знает, тот руку поднимает. / С ответами воспитатель вывешивает на доску геометрическую фигуру, фигуры в итоге будут все на доске разные по цвету, размеру, форме/
1) Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг.)
2) Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник.)
3) С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня … (Квадрат.)
4) Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
5) Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)
- Ну, как Старичок – лесовичок, ребята всё правильно отгадали? Какие геометрические фигуры мы отгадали?/ Ответы детей, называют/ Давайте поиграем с фигурами, подумайте и скажите на какие группы вы можете разделить их, по какому принципу? /Дети работают у доски и под руководством воспитателя делят фигуры на группы по цвету форме и размеру. /
А теперь давайте с помощью камешков "Марблс" выложим на столах геометрические фигуры, у каждого из вас есть карточка 3, переверните её и вы каждый увидите, какую геометрическую фигуру вы должны выложить у себя на столе.
- Молодцы, все справились. Поедем дальше? (Звучат голоса птиц, шелест листвы)
Четвертый привал называется «Удивительные звуки" (Слайд 9)
Лесовичок хочет с вами поиграть со звуками. Он предлагает вам выложить звуковую схему слов с помощью камешков. Какие звуки вы знаете? (гласные, согласные: твердые, мягкие)
Пятый привал называется «Физминутка", Лесовичок хочет с вами поиграть.
Физминутка "Вместе по лесу идём"
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр и направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули, позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели, и на место снова сели. (Дети садятся.)
- А теперь мы едем дальше по математической тропке. (Звучит музыка)
- Вот и шестой привал. Привал называется «Счетная полянка» (Слайд 10) Лесовичок хочет, чтобы вы взяли карточку под номером 4, посмотрите, что изображено? /дерево с кругами/ Дерево не простое – это яблоня и она волшебная. А волшебная она потому, что на ней висят 3 красных яблока и 2 зеленых яблока. (Работа с сенсорным пакетом)
Воспитатель: Уложите камешки Марблс в указанном порядке. Лесовику стало интересно, он хочет сосчитать и узнать - сколько всего яблок висит на яблоне и не может? Как вы думаете, ребята, чтобы ответить на вопрос СКОЛЬКО всего яблок? – необходимо что сделать?. /Ответы детей/
- Верно, ребята, необходимо к 3 +2.
- Всего на яблоне висит 5 яблок. А сейчас давайте, ребята, научим Лесовика делать запись, выложите решение данной задачи у себя на столе, используя цифры и математические знаки. А какие математические знаки вы знаете? /Ответы детей/
- Верно «+», «-», «=». ребята выкладывают у себя под яблоней. 3+2=5.
- Молодцы, вы справились с заданием. Лесовичку очень понравилось, чему вы его научили, а теперь поедем дальше. (Звучит музыка)
- И вот, ребята, на пути у нас последнее препятствие. Произошел обвал камней и засыпал нам путь. Нам нужно разобрать его, чтобы добраться до цели. Справимся?
Дети: Да
Задание «Обвал».- Перед вами лежит карточка с номером 6, нашли. Ваша задача внимательно слушать инструкцию воспитателя, вы научите Лесовичка ориентироваться на плоскости и поможете убрать завал чтобы добраться до цели, согласны? (Работа с сенсорным пакетом)
Воспитатель: Дети, сначала покажите, где у вас правая рука, а где левая, поднимите руку вверх, вниз. Я буду говорить, куда нужно будет положить камешек на плоскости, а вы внимательно слушайте и выполняйте:
Воспитатель: Готовы, ребята?
Положите 3 камешка розового цвета в верхний левый угол, укладываем слева – направо,
1 красный камешек в центр листа,
2 жёлтых камешка - в верхний правый угол,
в левый нижний – 2 голубых камешка,
в правый нижний угол положите – 2 малиновых,
над красным камешком положите 2 зелёных.
Воспитатель: Посмотрите, красивая полянка из камней получилась у нас.
(Шар загорается)
Воспитатель: - Мы с вами разобрали завал и посмотрите, наш волшебный шар загорелся! А все потому, что мы своими знаниями смогли зарядить его. Молодцы, ребята. Он загорелся, стал ярким и веселым и жители «Волшебного острова камней" очень благодарны вам. (Слайд 11)
Воспитатель: Теперь нам нужно отправляться обратно в детский сад.
Воспитатель: Заводите моторы! (звучит музыка)
-Вот мы и вернулись в детский сад!
- А теперь, я хочу знать, какое настроение было у вас в процессе путешествия. Предлагаю использовать цветовой барометр настроения. (Слайд 12)
- Занятие закончилось, спасибо Лесовичку и вам, друзья мои, за наше волшебное путешествие.