Марина Парамзина
Использование Монтессори материалов для сенсомоторного развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Педагог, работающий по системе Монтессори осознаёт, что решающую роль в успехе их работы имеет создание организационно-педагогических условий, в которых большую часть жизни проводят воспитанники детского сада. Значение имеет не столько профессиональное психолого-педагогическое воздействие на детей и их родителей со стороны работников дошкольной организации, сколько предоставляемые им возможности, для естественного и свободного развития детей и сочетание этих возможностей с требованиями социокультурных условий, принятых в государстве. Поэтому именно создание такой организационно-педагогической среды есть неотъемлемая задача Монтессори – педагога.
Публикация «Использование Монтессори материалов для сенсомоторного развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
3.2. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды
Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в группе по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего окружения с помощью так называемого «впитывающего разума» (термин М. Монтессори», присущего только детям. Взрослые обучаются сознательно, тогда, как ребенок абсорбирует знания непосредственно в свою психическую жизнь. Как писала М. Монтессори, «впечатления не просто входят в его разум, они формируют его разум, они воплощаются в его разуме». Если домашняя обстановка, в которой пребывает ребенок приспособлена, прежде всего, к жизни взрослых людей, то обстановка детского сада должна быть адаптирована к жизни детей. И, кроме того, специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается. Взрослый – педагог – становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками.
Хорошо оборудованная группа детского сада представляет собой не только безопасное для жизни детей пространство, но она содержит, если можно так сказать, пищу для детского ума. Среда создается для деятельности каждого ребенка, переступившего ее порог.
Специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна :
• соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;
• предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
• быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
• предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;
• предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
• обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости - уединения и релаксации;
• предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;
• предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
• способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;
• обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка
Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды, такие как продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка. Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций.
3.3. Формы работы детей в специально подготовленных пространственно - коммуникативных средах
Направления развития Индивидуальные формы Подгрупповые формы (малыми подгруппами и возрастными подгруппами) Общие групповые формы (дидактические круги)
Основная форма деятельности детей
Социально коммуникативное Обсуждение с ребенком проблемной социальной ситуации, проявление чувств
Проговаривание
способов разрешения конфликтов, социальных ситуаций Уроки социальной жизни (уроки вежливости и грации) Урок тишины Коммуникативные игры
Свободная
самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде
Познавательное Презентация материалов Трехступенчатый урок Упражнения Игры на расстоянии Тематические игры Презентации материалов Дидактические тематические круги Презентации материалов Обсуждение событий Свободная
самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде
Речевое Презентация материалов Трехступенчатый урок Упражнения Игры на расстоянии Тематические игры Презентации материалов Дидактические тематические круги Презентации материалов Обсуждение событий Свободная
самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде
3.4. Учебный план работы группы
Название программы
Кол-во занятий в неделю
Кол-во занятий в месяц
Кол-во занятий в год
«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста» 2 8 64
3.5. Режим занятий
Занятия проводятся:
- с подгруппой детей (12 - 15 человек) в помещении группы;
- индивидуально, малыми группами в Монтессори – кабинете;
- 2 раз в неделю;
- длительность занятий 15 - 25 минут, в зависимости от возраста детей.
3.6. Особенности планирования педагогической работы по Программе
Для реализации программы педагоги используют разные виды планирования в зависимости от тех или иных направлений развития детей, конкретных форм работы, выполнения режима дня. В то же время жизнь детей строится гибко и зависит прежде всего не от заранее заготовленного плана работы, а от их физического и психологического состояния, бодрости духа и настроения.
1 Формы работы детей Направления развития В режиме Планирование
2 Свободная работа с материалами - самостоятельная и совместная деятельность детей в специально подготовленной среде (исследовательская деятельность детей/ индивидуальная или в малой группе) Социально коммуникативное, Познавательное, речевое, художественно эстетическое. Ежедневно в соответствии с режимом жизни детей Педагогом не планируется
3 Индивидуальная работа с детьми (презентации новых материалов и упражнений).
Социально
коммуникативное, Познавательное, речевое, художественно
эстетическое
По необходимости Планируется
Педагогом индивидуально для каждого ребенка на основе анализа наблюдений
4 «Дидактический круг» (хотьба по линии, «урок тишины» коллективное упражнение/ игра)
Социально - коммуникативное, речевое Художественно - эстетическое. Ежедневно, не более 15-20 мин. Планируется педагогом (планирование гибкое)
3.7. Материально-техническое обеспечение программы.
К средствам обучения и воспитания в детском саду по системе Монтессори относится, прежде всего, базовый набор автодидактических материалов, созданный самой Марией Монтессори и ее последователями в разных странах мира.
В Монтессори кабинете предполагается наличие всего ОДНОГО автодидактического материала, а не комплекта отдельных предметов по числу детей. Это связано с принципами педагогики Монтессори и своеобразием организации содержательной работы детей в специально подготовленной предметной и коммуникативной среде.