Флора Исаева
Использование моделей при ознакомлении с временами года. Конспект занятия по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-Использование в работе по экологическому воспитанию различных видов символов
-Помочь дошкольникам с помощью моделей решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности.
Темочки:
- Времена года. Игры, дидактические пособия
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
-Закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.
-Познакомить с моделью маленького человечка теплой воды. -Развивать воображение.
-Воспитывать в детях желание помогать тем, кто в этом нуждается
Воспитатель: у меня в руках маленькая записная книжка мальчика Мити из рассказа «Четыре желания». Ребята, вы помните его желания?
-Да
-Что он хотел в этих желаниях?
-Он хотел, чтобы всегда была зима (лето, осень, весна)
-Ребята, а так может быть, чтобы всегда была только зима?
-Нет
-Это хорошо, что есть и зима, и лето, и осень, и весна. Каждое время года по-своему интересно и необходимо. Вот я сейчас и хочу узнать с чем вы связываете каждое время года. Что оно для вас?
-(ответы детей)
-Сегодня эта записная книжка оказалась у меня в руках не случайно, у Мити очень много вопросов по временам года, которые записаны в ней. Он просит нас помочь найти на них ответы. Вы не против? -Нет.
-А я посмотрю, что у Мити в записной книжке. (Смотрит) Ой, да здесь загадки, а ответов на них нет. Отвечать придется нам.
Загадки:
Снег на полях, Солнце припекает,
Лед на реках, Рожь поспевает,
Вьюга гуляет, Когда это бывает?
Когда это бывает?
(зима) (лето)
Она приходит с ласкою Пришла без красок
И без кисти
И со своею сказкою И разукрасила все листья,
Волшебной палочкой взмахнет, (осень)
В лесу подснежник расцветет. Когда это бывает?
(весна)
Выставляются схемы времен года.
-О чем же эти загадки?
-О временах года.
-Сколько их?
-Четыре
-Сейчас я все четыре времени года соединю вместе. Посмотрите, получилась схема целого года. Обозначьте, пожалуйста, времена года символами (кругами красного, голубого, желтого и зеленого цвета) -Почему вы выбрали этот цвет? -(ответы детей)
-А теперь распределите их в определенной последовательности.
-(дети выполняют)
-Слушайте следующую загадку:
Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
-Действительно у каждого времени года есть детки - братья месяцы. Они тоже обозначены соответствующими символами. Только они разбежались. Нужно их собрать и соотнести с временем года.
/дети выполняют)
-Назовите их, по сколько «деток» в каждом времени года и сколько месяцев в году?
Физминутка:
-Я знаю, что у вас есть любимое занятие в каждое время года. Встаньте все, пожалуйста, я приглашаю вас в удивительную прогулку по временам года.
Зимой- играем в снежки
Летом - загораем на пляже
-Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу,все лежу и лежу,и на солнышко гляжу
Осенью - летаем как листочки
Весной -радуемся дождю, прячемся под зонтом и убегаем на места
-Дождик, дождик, веселей
Капай, капай не жалей
Зря в окошко не стучи
Нас смотри не замочи
-Чтобы дождик нас, действительно не замочил, бегите на места
-У Мити есть просьба: ему надо помочь разобраться в признаках времен года. Он их
путает. Я даже знаю, как ему помочь. Нужно Мите подарить модели признаков времен
года. Только сначала мы повторим, что обозначает здесь цвет каждого кружочка:
Зеленый - растения, черный- почва, голубой - вода, влага, красный - тепло, желтый -
свет, продолжительность дня и ночи.
-Ребята, как вы догадались, что это модель зимы
-(черный круг заменен белым)
-Осени
-(зеленый круг заменен желтым)
-Почему весной зеленый круг большой, а осенью - маленький?
-Деревья «голые», нет травы.
-Почему летом желтый круг большой, а зимой маленький?
-Летом дни длиннее, а ночи короче, а зимой наоборот.
-Ребята, обратите внимание, а круги голубого цвета и зимой, и летом, и осенью, и весной одинаковые. Почему?
-Вода в реках и озерах есть во все времена года, вода в виде дождя летом, осенью, весной, в виде снега зимой.
-Какая вода в реках летом?
-Теплая
-Осенью и весной?
-Холодная
-Зимой?
-на реках лед
-Вода из чего состоит?
-Из капелек
-Из капелек, из маленьких человечков. Вот они, вы узнали их?
-Да. Это человечки холодной, горячей воды и льда.
-Но летом вода теплая, а человечка теплой воды у нас нет. Как его можно получить? -Надо человечка горячей воды соединить с человечком холодной.
-Правильно. Вот познакомились с маленьким человечком теплой воды. Все эти модели воды я положу Мите в блокнот, чтобы он тоже их знал. Ой, здесь еще что-то написано, но только не закончены предложения. Давайте попробуем их закончить, (читаются приметы, народные мудрости).
-Вот и помогли мы Мите разобраться с временами года и чтобы он все понял и ничего не забыл, мы все о чем говорили запишем ему в блокнот, а модели подарим, (кладём в блокнот модели, а дети их называют»
-модели времен года
- модели месяцев
-модели признаков времен года
- модели маленьких человечков воды -схема года
-Я, думаю, Митя будет нам благодарен