Ольга Колесниченко
Использование мнемотаблиц в работе по формированию связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить детей составлять рассказ о зиме и диких животных, используя мнемотаблицы. Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
2. Закреплять умение заучивать стихотворение с опорой на зрительные образы.
3. Закреплять представление о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни в зимний период. Уточнить, расширить и активизировать словарь по темам «Зима», «Дикие животные».
4. Совершенствовать грамматический строй речи.
Публикация «Использование мнемотаблиц в работе по формированию связной речи у детей» размещена в разделах
5. Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
6. Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.
7. Продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.
8. Воспитывать выдержку, отзывчивость.
Оборудование:ноутбук, презентация «Загадки о диких животных», «Кто здесь лишний?», магнитофон с диском, мнемотаблицы «Зима», «Расскажи о животном», «Дикие животные», ведерко с фасолью, фигурки диких животных, заготовки для самостоятельного создания мнемотаблицы, конверт с письмом.
Предварительная работа :разучивание пальчиковой гимнастики «В лесу», физкультминутки «Дикие животные», чтение художественных произведений о зиме, диких животных, беседы о них, лепка диких животных, игры-драмматизации, составление мнемотаблиц, их использование при заучивании и рассказывании.
Ход образовательной деятельности:
I. Орг. момент.
В-ль: - Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, о каких, вы мне скажете сами, когда отгадаете мои загадки. А поможет нам в этом наш новый друг Нубутик. (Презентация «Загадки о диких животных»).
В-ль: - Как одним словом можно назвать этих животных? Почему? Чем они отличаются от домашних?
II. Проблемная ситуация.
Раздается стук в дверь, почтальон приносит письмо из Африки, в котором жители этого континента просят ребят рассказать о том, что такое зима и какие животные живут в русских лесах. Воспитатель предлагает детям выполнить просьбу.
В-ль: - Ребята, составить рассказ вам поможет вот такая таблица. Как вы думаете, о чем мы должны сообщить в своем рассказе? (Рассматривают таблицу, выясняют, с чего следует начать,какую информацию должен содержать рассказ, чем должен закончится).
III. Составление рассказа о зиме при помощи мнемотаблицы №1
(Дети составляют предложения по картинкам мнемотаблицы, затем предлагается одному-двум детям обобщить все высказывания и составить рассказ).
IV. Физкультминутка.
Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх, шевелитесь пальчики,-
Так шевелят ушками маленькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом и мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише – притихнем, словно в норках мыши.
V. Составление рассказов о диких животных.
Детям предлагается в помощь зрительные образы. Рассматривается мнемотаблица №2.
- С чего должны начать рассказ? Кто это? Какое это животное? Где живет? Как называется его жилище? Чем покрыто его тело? Какого цвета шубка? Какие части тела? Как называются его детеныши? Чем питается? Как зимует?
Детям предлагается ведерко, наполненное фасолью, в ней спрятаны фигурки животных. Дети на ощупь выбирают себе фигурку и с опорой на таблицу составляют рассказ.
VI. Пальчиковая гимнастика.
Дикие животные водятся в лесу (последовательное соединение пальцев правой руки с большим,
Здесь увидеть можно волка и лису (последовательное соединение пальцев левой руки с большим,
Зайца и медведя, белку, кабана (последовательное соединение пальцев правой и левой рук,
Прячет всех надежно (сжимание и разжимание пальцев обеих рук в кулак)
Лесная тишина (постукивание кулачками друг о друга).
VII. Заучивание стихотворения «Дикие животные» (мнемотаблица №3)
Детям предлагается дополнить аудиозапись своих рассказов видео приложением. Для этого они должны записать текст стихотворения при помощи карточек с графическими рисунками, в которых закодированы слова-ассоциации. Воспитатель читает текст стихотворение, дети его «записывают». Предлагается воспроизвести текст стихотворения с опорой на зрительные образы.
VIII. Итог.
Воспитатель предлагает детям отнести на почту диск с записью рассказов о зиме, диких животных и текст «записанного» стихотворения, выражает надежду на то, что с помощью ребят жители Африки смогут узнать много нового и интересного о жизни в наших краях.