Татьяна Проскурякова
Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе.
Публикация «Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных. Но, какие бы враги не бросали нам вызов, мы выстояли. И надо, чтобы молодёжь в любых условиях была готова встать на защиту страны – нужны примеры героизма, не показного, не показушного, а истинного.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Ведь дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина, ведь ребенок не рождается патриотом, он им становится.
Одним из форм работы в этом направлении является метод проектов.
Метод проекта, наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания. Целесообразность использования метода заключается в том, что:
-во-первых, метод проектов позволяет научить ребенка пользоваться источниками информации, а самому ребёнку почувствовать себя исследователем.
-во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Кроме того, использование метода проектов позволяет сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания;
- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
В работе со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию, использование метода проекта, обеспечивается характеристиками данного возраста. Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность - более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Проектная деятельность по патриотическому воспитанию отвечает возрастным особенностям детей 5-7 лет.
Среди них можно выделить:
•непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
•возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;
•важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
•возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.
Сами дети, формулируя проблему, определяют задачи и конкретные шаги (подзадачи) для её решения, самостоятельно презентуют свой проект. Педагогу работая в этом направлении, нужно учитывать, что информация, данная ребёнку, должна вызвать в не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал, рассказать близким или знакомым то, что он узнал входе реализации проекта.
Кроме того, использование метода проекта является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на последующей ступени образования.
Хочется подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы. В большинстве в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Это закономерно, ведь чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Именно поэтому проектная деятельность наиболее эффективна в формировании основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, так как имеет системность, преемственность и способна отразить всю полноту выбранной темы.
Однозначно, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к ознакомлению дошкольников с социальным окружением, в процессе патриотического воспитания, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. У родителей повышаются педагогические знания, интерес к воспитанию детей, активизируется желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.
Повышается так же и профессиональная компетентность педагогов. Данный метод делает воспитательно - образовательный процесс открытым для активного участия родителей воспитанников и позволяет опираться на родителей, как на равноправных участников.
В результате работы у детей появляются углубленные знания по теме проекта. Появляется чувство гордости за свой народ, за свою Родину, желание следовать примеру героев.
Дети проявляют познавательные способности, любознательность, интерес и стремление к творческой деятельности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Способны дать оценку поступкам героев художественных произведений. Готовы к работе в коллективе: обсуждают замысел, стремятся к согласованным действиям, умеют поддерживать партнеров, что приводит к сплочению коллектива.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром. Воспитывая юных граждан России, благодаря проектной деятельности имеется возможность в доступной форме знакомить детей с культурой, историей, традициями родной страны, воспитывать в детях любовь к Родине, своему народу, помогаем осознать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны.