Мария Александровна Стремоухова
Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту
Использование метода наглядного моделирования
при составлении рассказов по личному опыту.
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребёнком и сохранённый его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.
Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
Публикация «Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту» размещена в разделах
• рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в ко-торых принимали участие все дети (экскурсия на почту, в библиотеку);
• рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провёл выходной день»; «Расскажи о своём доме»).
Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой.
Вид рассказывания, как правило, определяет и приём обучения. Наибо-лее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, которые имеют в этом виде речевой деятельности де-тей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приё-мы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребёнка и др.
Успешность выполнения речевого задания зависит от активизации де-тей детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы. Задача их – научить ребёнка последовательно и полно, в понятной для слу-шателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатле-ниях и переживаниях, направлять своё внимание на суть передаваемых собы-тий. Вопросы должны быть понятными детям и давать возможность для со-ставления связного последовательного рассказа. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт («А помните, как Миша чуть не заблудился в лесу»). В рассказывании на темы из личного опыта они тоже уместны, но задаются в более общем виде, поскольку лого-пед не знает, о чём будет говорить ребёнок («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?». Вопрос задаётся в естественно-разговорной форме. Логопед выказывает свою заинтересованность к предмету рассказа, желание узнать о нём подробнее.
Другим приёмом обучения является образец рассказа логопеда. Цен-ность рассказа-образца в том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребёнка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла.
Образец должен вести к развитию самостоятельной мысли, а не к ме-ханическому повторению.
Другим приёмом обучения детей является рассказывание по плану, за-данному в виде вопросов и указаний. План способствует большей сосредото-ченности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий.
Разговор-беседу связывают с наглядным материалом.
В своей работе по обучению детей связной речи, мы используем приё-мы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих ус-пешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об ок-ружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последователь-но переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графиче-ское изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисо-ванное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей ра-боте по развитию связной речи детей. Мы используем их для :
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов (Ткаченко Т. А., Воробьева В. К., Большева Т. В., мы разработали мнемотаблицы для составления описательных расска-зов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Дан-ные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изло-жения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные спо-собности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях сущест-вуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Со-вместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Ле-то", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети со-ставляют рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблю-дая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих рассказах отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каж-дой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогаще-нию словаря.
Использование мнемотаблиц помогает нам добиться следующих ре-зультатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать инте-ресные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно дер-жаться перед аудиторией.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по раз-витию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаб-лиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную ин-формацию, сохранять и воспроизводить её.