МААМ-картинки

Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги

Ольга Кустова
Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги

Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги.

Очень часто дошкольники, особенно с тяжёлыми нарушениям речи, испытывают трудности в употреблении такой грамматической категории как предлог. Без умения его правильного использования ребёнок не может по-строить предложение, согласовать в нём слова и следовательно речь его ста-новится аграмматичной. В дальнейшем у таких детей будет нарушена и письменная речь. В связи с этим такое направление в речевом развитии как обучение умению употреблять предлоги становиться очень важным в работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи. При этом для лучшего по-нимания и запоминания необходимо познакомить детей с моделью (схемой) предлогов.

Публикация «Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги» размещена в разделах

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психоло-гов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообраз-ных знаний и навыков оказывает положительное влияние на развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно лег-ко и быстро формируются необходимые умения. Доступность метода моде-лирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, который дошкольники с лёгкостью используют в своёй игровой деятельности.

Как же организовать работу по обучению дошкольников умению употреблять предлоги на основе использования метода моделирования? Пре-жде всего, необходимо научить ребёнка слышать предлоги, понимать пред-логи как отношения между предметами, проговаривать их, а затем уже пере-ходить к развитию умения использовать их в собственной речи. Изучаются предлоги по одному. Дети тренируются в понимании и использовании. Затем берётся другой предлог, а далее дифференциация этих двух предлогов.

Для того чтобы ребёнок научился слышать и понимать предлоги у него должны быть сформированы начальные пространственные представления. Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не различает понятия «вверху», «внизу» «впере-ди», «сзади» и т. д., то и использовать предлоги в речи он не сможет.

Знакомство с предлогами в дошкольном возрасте начинают с простых, затем постепенно переходят к сложным предлогам.

Детям до 5 лет нельзя давать изучение предлогов на плоскостном изо-бражении. Это нужно делать посредством игр в окружающем их простран-стве.

С детьми старшего дошкольного возраста желательно изучать предлоги на плоскостном изображении. В этом возрасте детям вместо термина «пред-лог» даётся понятие «маленькое слово». В старшем дошкольном возрасте изучаются следующие предлоги : на, в, за, под, над, к, от, по, около, перед.

В подготовительной группе рекомендуется познакомить детей с терми-ном «предлог». В этом возрасте в речи детей закрепляются такие предлоги как из, из-за, из-под, между.

Объяснять значения предлогов детям с ОВЗ необходимо с наглядной опорой (схемы предлогов, сюжетные картинки, символы слов-действий) и, конечно же в игровой форме. Так воспитанники лучше всего усвоят и закре-пят полученные знания.

Изучать и закреплять предлоги в речи детей на плоскостном изображе-нии необходимо по этапам:

1. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему предлога (модель) и символов слова – действия.

2. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему предлога (модель) и схему слова – действия.

3. Составление предложений с опорой на предметные картинки и схему предлога (модель).

4. Составление предложений с предлогом на основе сюжетных картинок.

5. Составление предложений с указанным предлогом.

Если дети усваивают материал, указанные этапы можно объединить или пропустить.

Очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, закрепилась в речи, необходимо достаточное количество повторе-ний, т. е. играя или занимаясь с детьми, надо создать ситуации, в которых один предлог будет многократно повторяться.

Правильность и точность употребления в значительной степени расши-ряет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироватьсяИспользование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироваться Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений, которые являются сложным процессом. Согласно ФГОС, к моменту.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования»НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядной модели. 2. Углублять восприятие сказки за счёт выявления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги
Опубликовано: 12 августа 2023 в 19:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД