Ольга Кустова
Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги.
Очень часто дошкольники, особенно с тяжёлыми нарушениям речи, испытывают трудности в употреблении такой грамматической категории как предлог. Без умения его правильного использования ребёнок не может по-строить предложение, согласовать в нём слова и следовательно речь его ста-новится аграмматичной. В дальнейшем у таких детей будет нарушена и письменная речь. В связи с этим такое направление в речевом развитии как обучение умению употреблять предлоги становиться очень важным в работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи. При этом для лучшего по-нимания и запоминания необходимо познакомить детей с моделью (схемой) предлогов.
Публикация «Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги» размещена в разделах
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психоло-гов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообраз-ных знаний и навыков оказывает положительное влияние на развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно лег-ко и быстро формируются необходимые умения. Доступность метода моде-лирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, который дошкольники с лёгкостью используют в своёй игровой деятельности.
Как же организовать работу по обучению дошкольников умению употреблять предлоги на основе использования метода моделирования? Пре-жде всего, необходимо научить ребёнка слышать предлоги, понимать пред-логи как отношения между предметами, проговаривать их, а затем уже пере-ходить к развитию умения использовать их в собственной речи. Изучаются предлоги по одному. Дети тренируются в понимании и использовании. Затем берётся другой предлог, а далее дифференциация этих двух предлогов.
Для того чтобы ребёнок научился слышать и понимать предлоги у него должны быть сформированы начальные пространственные представления. Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не различает понятия «вверху», «внизу» «впере-ди», «сзади» и т. д., то и использовать предлоги в речи он не сможет.
Знакомство с предлогами в дошкольном возрасте начинают с простых, затем постепенно переходят к сложным предлогам.
Детям до 5 лет нельзя давать изучение предлогов на плоскостном изо-бражении. Это нужно делать посредством игр в окружающем их простран-стве.
С детьми старшего дошкольного возраста желательно изучать предлоги на плоскостном изображении. В этом возрасте детям вместо термина «пред-лог» даётся понятие «маленькое слово». В старшем дошкольном возрасте изучаются следующие предлоги : на, в, за, под, над, к, от, по, около, перед.
В подготовительной группе рекомендуется познакомить детей с терми-ном «предлог». В этом возрасте в речи детей закрепляются такие предлоги как из, из-за, из-под, между.
Объяснять значения предлогов детям с ОВЗ необходимо с наглядной опорой (схемы предлогов, сюжетные картинки, символы слов-действий) и, конечно же в игровой форме. Так воспитанники лучше всего усвоят и закре-пят полученные знания.
Изучать и закреплять предлоги в речи детей на плоскостном изображе-нии необходимо по этапам:
1. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему предлога (модель) и символов слова – действия.
2. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему предлога (модель) и схему слова – действия.
3. Составление предложений с опорой на предметные картинки и схему предлога (модель).
4. Составление предложений с предлогом на основе сюжетных картинок.
5. Составление предложений с указанным предлогом.
Если дети усваивают материал, указанные этапы можно объединить или пропустить.
Очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, закрепилась в речи, необходимо достаточное количество повторе-ний, т. е. играя или занимаясь с детьми, надо создать ситуации, в которых один предлог будет многократно повторяться.
Правильность и точность употребления в значительной степени расши-ряет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.