Катаева Татьяна
Использование личностно-ориентированного подхода в эстетическом развитии младших школьников во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, акцентируется внимание на «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств». Одним из основных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является: «развитие форм включения детей в художественно-эстетическую деятельность, знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры».
Публикация «Использование личностно-ориентированного подхода в эстетическом развитии младших школьников во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В связи с этим на первый план выступает формирование у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, эстетических представлений, которые являются важной и существенной частью эстетического развития личности. Представляя собой осмысленную образную информацию, эстетические представления содействуют формированию эстетических чувств ребенка, эстетических понятий, расширению кругозора, раскрывают важные процессы внутреннего духовного мира обучающегося. Вместе с тем личностная специфика эстетического развития на начальной ступени общего образования еще не получила должного научного обоснования. Недостаточная методологическая освещенность проблемы развития личности в процессе эстетического воспитания и формализация в преподавании дисциплин эстетического цикла приводит к отчуждению младших школьников от искусства.
Несмотря на социальный заказ общества, наличие нормативно-правовых документов, ориентирующих эстетическое развитие на создание условий для развития личности младшего школьника, потребности педагогической практики в освоении потенциала эстетического воспитания как средства личностного развития ребенка, теоретических исследований по проблеме личностно ориентированного эстетического развития младших школьников явно недостаточно.
В этой связи современными тенденциями образования, ориентирующими на создание условий для развития личности младшего школьника в процессе эстетического развития и повышение требований к качеству преподавания дисциплин эстетического цикла и необходимостью совершенствования педагогической деятельности, ориентированной на формирование эстетической воспитанности младших школьников.
Недостаточной методико-технологической разработанностью личностно ориентированного эстетического развития младших школьников.
Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, эффективного педагогического опыта позволил сформулировать проблему исследования. Ее суть заключается в необходимости разрешения противоречия между потребностью современного образования в усилении личностной направленности эстетического развития младших школьников, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической и методико-технологической разработанностью теории личностно ориентированного эстетического развития младших школьников, с другой стороны.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования - «Использование личностно-ориентированного подхода в эстетическом развитии младших школьников во внеурочной деятельности». Одним из успешных средств развития эстетического развития младших школьников является использование личностно-ориентированного подхода.
Я так считаю, потому что личностно-ориентированный подход способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала. Проводятся индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми, а так же ведется индивидуальная работа с каждым учащимся. Учитель планирует и направляет детскую деятельность, помогает самостоятельно спланировать свою деятельность. Идет оценивание результатов работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки. Учитель поощряет детей, самостоятельно оценивает результаты их работы и исправляет допущенные ошибки.
Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели учителя, при использовании данного подхода учитель прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. А так же применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
В заключении хотелось бы привести слова известного педагога Сластенина Виталия Александровича который считает что личностно ориентированный подход не снижает, а напротив, еще больше подчеркивает значимость и необходимость развития познавательной сферы человека (ощущений, восприятия, памяти, мышления).