Сапарова Ирина
Использование компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» как интерактивной образовательной среды для активизации познавательной активности у старших дошкольников"
Содержание
Актуальность
I. Цели и задачи проекта
1.1. Противоречия и проблемы
I.2. Новизна
II.Этапы реализации проекта
2.1. Подготовительный этап
2.2. Внедренческий этап
2.3. Аналитический этап
Выводы
Литература
Актуальность
Публикация «Использование компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи „Игры для Тигры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Темочки
Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь. Вот почему необходимой потребностью современного общества стало широкое использование в качестве средства развития и образования детей электронных информационных ресурсов и технологий мультимедиа.
Вопрос об их применении в образовательном процессе дошкольных учреждений в рамках реализации ФГОС ДО является на сегодняшний день очень важным и актуальным. Так как внедрение образовательных информационных технологий (ОИТ) призвано улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс развития.
Использование ОИТ в работе с детьми открывает для педагогов новые дидактические возможности в сфере коррекции и развития детей дошкольного возраста, связанные с визуализацией материала,
его оживлением, возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается качество наглядности и ее содержательное наполнение.
Игровые технологии сегодня используются педагогами в формате «гейм-игр». Отметим, что геймификация является одним из актуальных и перспективных направлений развития образовательных технологий современной системы образования. Геймификация в информационных технологиях – это использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве: образовательном, сетевом с целью повышения эффективности обучения. Мотивации воспитанников и повышения их вовлеченности в образовательный процесс, формирование устойчивого интереса к решению образовательных задач. С чем связан рост популярности гейм-технологии? Во-первых, ребенок, попав в привычную для себя среду, больше интересуется информацией. Согласитесь, опыт и путешествие с любимыми героями всегда нагляднее и интереснее, нежели сухое изложение материала взрослым. А компьютерные игры позволили визуализировать даже те области, практика работы по которым считалась «сухой» априори.
Что же мы имеем в итоге? Воспитанник попадает в привычную для себя среду, а для поколения Х, тех, «кто не мыслит жизни без планшетов, игровых приставок и сетевых игр», - это именно виртуальное пространство, где он чувствует себя увереннее, так как знает с раннего детства законы этой реальности и может не только принимать их, но и отчасти видоизменять. Ребенок заинтересован в результате, он не только запоминает но и визуализирует (все можно показать или смоделировать на экране в виртуальном мире). Ребенок стремиться развиваться. Ведь основа любой игры – развитие, открытие нового. Здесь игрок не должен, он хочет изучать, тренироваться, творить. Согласитесь, ведь именно этого так не хватает современным детям. Геймофикация является эффективным и продуктивным инструментом в работе с детьми. Новая образовательная технология дарит педагогу не только знания, но и стремление к их получению. Детям – радость познания, возможность совершать открытия, развиваться. Родителям - развивать своего ребенка, радоваться вместе с ним его открытиям, активно общаться.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной технологии позволяет оптимизировать педагогически процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития (Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова и др.)
I. Цели и задачи проекта
Цель проекта: Активизация детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством компьютерной технологии коррекции ОНР «Игры для Тигры».
Задачи:
1. Изучить методическую и методологическую литературу по использованию технологии коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»;
2. Изучить стратегии оценивания (стартовую, формирующую и итоговую и возможности их применения в ходе реализации технологии);
3. Разработать конспекты коррекционных логопедических занятий с использованием технологии коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»;
4. Апробировать приемы технологии коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»;
5. Провести мониторинг эффективности данной технологии;
6. Обобщить опыт применения технологии коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» образовательном процессе в целом;
7. Позиционировать опыт данной технологии.
Участники проекта: воспитанники компенсирующей группы, учитель -логопед, воспитатели компенсирующей группы, педагог психолог, старший воспитатель, родители (законные представители воспитанников).
1.1. Противоречия и проблемы
1.2. Новизна.
Новизна: заключается в усовершенствовании и разнообразии процесса коррекции тяжелых нарушений речи посредством использования компьютерной технологии «Игры для Тигры», которая способствует повышению эффективности коррекционного обучения, ускорению подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупреждению у них вторичных расстройств письменной речи, правильного речевого дыхания, чистого произношения звуков, образной связной речи, богатого словарного запаса, правильного грамматического строя языка, а также для знакомства со звуками и буквами, обучения чтению и решения других образовательных и воспитательных задач, а следовательно поможет снизить риск социальной дезадаптации в младшем школьном возрасте. Данная парадигма является приоритетной в процессе организации активизации познавательной деятельности, повышения мотивации дошкольников с ТНР в ходе коррекционной деятельности. Используя возможности мультимедийного логопедического стола Logo 25, который представляет собой программный комплекс для интерактивных занятий по коррекции речи.
Предполагаемый результат.
Участники проекта.
При открытии данной технологии детей встречает главный герой Тигра.
II.Этапы реализации проекта
2.1. Подготовительный этап.
Теоретический обзор литературы по проблеме изучения ОНР и его коррекции с помощью компьютерных технологий.
Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции ОНР.
В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет наличие у них неярких, стертых симптомов поражения ЦНС, что позволяет диагностировать общее недоразвитие речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Сложная структура речевого дефекта при данном виде нарушения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Г. В. Гуровец, С. Н. Маевская, Е. Ф. Собатович, А. Ф. Чернопольская и др.)
Оптимальному решению данной задачи способствует специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», методика использования которой и представлена в данном проекте.
Отмечая, что специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» применяется в специальном образовании, прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОНР.
Часто ребенок осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян и не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка (Л. С. Выготский, И. Лангеймер, З. Матейчик, А. А. Леонтьев и др.) В такой ситуации проводится работа, направленная на формирование и развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие способности извлекать информацию из речевого общения, широкие возможности для которой предоставляют компьютерные средства обучения (Т. К. Королевская, Ж. А. Тимофеева и др.). Малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено.
В рамках специализированных компьютерных средств обучения ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольника живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе (Л. Е. Жукова, Н. С. Варенцова и др.).
ОИТ имеют значение и для развития произвольной моторики пальцев, что особенно актуально при работе с дошкольниками, страдающими ОНР и псевдобульбарной дизартрией легкой степени.
Таким образом, нам представляется целесообразным применение компьютерных технологий в процессе коррекции ОНР и псевдобульбарной дизартрией легкой степени.
2.2. Внедренческий этап.
Структура компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры"
Методика коррекционной работы с использованием специализированной компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного включает в себя четыре направления. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений данная программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовывать логопедическую работу в соответствующем направлении. Названия блоков соответствуют названиям областей сказочной Страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы.
Каждый из четырёх методик программы состоит из нескольких модулей (блоков, представленных в подменю. При наведении курсора на выбранный модуль на экране появляется список упражнений, работа с которыми способствует коррекции речевых нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств у детей.
На начальном этапе работы я использую упражнения блока «Просодика». Это позволяет быстро и увлекательно освоить навыки работы с программой и микрофоном, а также заинтересовать ребёнка в получении положительных результатов.
Методика коррекции и формирования фонетической стороны речи.
Блок "Просодика".
Выбор упражнений, входящих в блок, производится из подменю, включающего в себя четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр». Упражнения данного блока использую непосредственно при развитии и коррекции просодических компонентов речи детей на одном из этапов занятия, а также при коррекции звукопроизношения на этапах подготовки органов артикуляции к постановке звука, постановки звука и его автоматизации.
Модуль «Дыхание» включает в себя 4 упражнения: «Ветерок», «Одуванчик», «Кораблик», «Воздушный змей».
Модуль «Слитность» - упражнения данного модуля основаны на плавном произнесении синтагмы и позволяет отрабатывать слитное плавное произнесение звуков, слогов, слов и фраз, работать над чёткостью и разборчивостью речи, длительностью и силой ротового выдоха и фонации на основе гласных и согласных звуков. Включает 4 упражнения: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы».
Модуль «Ритм». Упражнения модуля позволяет работать над темпо- ритмической и слоговой структурой слова, а также над чёткостью и разборчивостью речи ребёнка. Проведение работы по развитию темпо - ритмической организации речи способствует подготовке ребёнка к восприятию интонационной выразительности, её развитию, создаёт предпосылки для усвоения логического ударения и правильного членения фразы.
Упражнения : «Машина», «Пирамидка», «Мозаика», «Дом».
Модуль «Тембр». С помощью упражнений данного модуля визуально зафиксируются и измеряются частотные характеристики, а также простраиваются вокальные задания для развития голосового аппарата ребёнка, способствующие практическому усвоению навыков правильного дыхания и голосоподачи в процессе речевого высказывания.
Упражнения: «Муравей», «Самолётик», «Клоун».
Блок "Звукопроизношение".
Упражнения блока «Звукопроизношение» способствует проведению коррекционной работы, направленной на преодоление следующих дефектов произношения: межзубный сигматизм свистящих, боковой сигматизм свистящих, губно-зубной ламбдацизм, межзубный ламбдацизм, губно-зубной сигматизм шипящих, боковой сигматизм шипящих, произношение шипящих из нижнего положения, велярный ротоцизм, одноударное произношение звука (р).
Методика коррекции и формирования фонематической стороны речи. Блок "Фонематика".
Упражнения блока направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей. Он состоит из 4 модулей: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез».
Модуль «Звуки». Упражнения позволяют работать над развитием неречевого слухового гнозиса, являющегося основой для формирования и развития фонематического слуха. Включает в себя 4 упражнения: «Музыка», «Цирк», «Звук «А», «Звук «О».
Модуль «Слова». Его упражнения направлены на развитие способности выделения заданного звука на материале слов, могут использоваться при коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для расширения объёма пассивного словаря, развития словесно-логического мышления детей. Модуль состоит из 4 упражнений: «Звуковые часы», «Четвёртый лишний», «Животные», «Одежда».
Модуль «Анализ» При выполнении упражнений данного модуля ребёнку требуется произвести операции анализа и классификации представленного материала. Включает 2 упражнения: «Поезд», «Составь слово».
Модуль «Синтез» Упражнения модуля позволяют работать над формированием навыков звукового анализа и синтеза у детей. В процессе выполнения упражнений ребёнку необходимо расположить предложенные буквы, заключённые в мыльных пузырях, в нужном порядке, чтобы получилось слово – название картинки. После выполнения задания рекомендуется определить количество букв и слогов в полученном слове, провести его звуковой анализ. Он включает в себя 4 упражнения:
1. «Слова из 3 букв»;
2. «Слова из 4 букв»;
3. «Слова из 5 букв»;
4. «Слова из 6 букв».
Методика коррекции и формирования лексико-грамматических средств языка. Блок "Лексика"
Упражнения блока направлены на преодоление нарушений языкового развития дошкольников и раскрывают наиболее значимые моменты коррекционной работы : расширение объёма пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова в систему лексических связей, формирование грамматического значения слова, развитие коммуникативных навыков. Блок включает 3 модуля:
Модуль «Слова» позволяет работать над развитием лексических средств языка и включает в себя 4 упражнения: «Разложи предметы», «Четвёртый лишний», «Найди четвёртого», «Что из чего».
Модуль «Словосочетания». Упражнения направлены на развитие лексической системности языка, формирование грамматического значения слов, умения структурировать словосочетания и предложения, способствует расширению словаря. Модуль включает 2 упражнения: «Кто сказал «мяу?»» (4 варианта задания, «Кто живёт в лесу?».
Модуль «Валентность» Упражнения модуля позволяет работать над формированием и развитием лексической валентности слов (имён существительных, имён прилагательных. глаголов, грамматического значения слова, умения структурировать и использовать в речи словосочетания и предложения. Модуль включает в себя 4 упражнения: «Чей домик?»(3 варианта, «Профессии»(3 варианта, «Действия»(3 варианта, «Признаки».
Преимущества компьютерной технологии :
- быстрый результат;
- простота применения;
- гибкость методов и индивидуальный подход;
- высокий уровень вовлеченности.
Данная компьютерная технология по уровню применения используется в речевой и познавательной области. По научной концепции технология применима в коррекционно-развивающей деятельности. По отношению к ребенку технология ценна тем, что развивается личностно - ориентированная модель, соответствующая ФГОС ДО. По ориентации на личностные структуры технология развивает у дошкольников произвольность, волю и способствует саморазвитию.
Методический потенциал данной технологии включает в себя основные направления коррекции речи детей с ОНР.
Деятельность учителя-логопеда и воспитанников в рамках технологии «Игры для Тигры».
Заключительный этап деятельности учителя-логопеда и воспитанников в рамках технологии «Игры для Тигры».
Консультирование родителей (законных представителей) в рамках технологии «Игры для Тигры»
Мастер-класс для педагогов ДОУ в рамках технологии «Игры для Тигры»
2.3. Аналитический этап.
Методы диагностики познавательного развития дошкольников/
Познавательного развития дошкольников.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка.
Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат : ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т. е. отношение к информации, которую ребенок получает – первично, а сама информация – вторична. Учитывая вышесказанное, а также, используя психолого-педагогические подходы к проблеме оптимизации познавательной активности дошкольников, можно определить, что такое познавательная активность дошкольников и в чем она проявляется.
Большую роль в практической деятельности играет мотивация, как один из приемов активизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается как единство интеллектуальной и мотивационной сферы
создающей условия для положительного эмоционального отношения к ней.
Диагностический срез (Аналитический промежуточный)
По результатам промежуточной диагностики:
можем говорить об изменениях в показателях основных блоков технологии.
В блоке "Просодика" улучшились навыки длительного речевого выдоха, его силы, громкости голоса, интонационной выразительности у 40% воспитанников компенсирующей группы.
В блоке "Звукопроизношение" появились первые положительные результаты на этапе постановки звуков и их автоматизации у 50% детей.
В блоке "Фонематика" (50%) детей безошибочно определяют и называют неречевые звуки.
Блок "Лексика" способствует расширению пассивного словаря, формирование грамматического значения слова, развитию коммуникативных навыков 31 %.
Мониторинг самостоятельной деятельности воспитанников.
Из диаграммы констатируем возрастание детей, способных справляться самостоятельно на 15%.
Мониторинг познавательного интереса, мотивации к коррекционному логопедическому занятию.
Из диаграммы видно возрастание показателя высокого уровня познавательного интереса, мотивации к коррекционному логопедическому занятию.
Использование на логопедических занятиях технологии "Игры для Тигры" позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, усиливает мотивацию ребенка, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.
Достижением моих планируемых результатов по использованию технологии "Игры для Тигры" стали подгрупповые и индивидуальные занятия с подбором игр в соответствии с календарно-тематическим планированием, игровые видео общения для родителей и детей, а также разработки авторских игр.