Анжелика Зыкова
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из острых проблем в обучении является пассивность обучающихся. Причины этого не только сугубо педагогические, но и социальные, а именно:
- информационный переизбыток, доступность различной информации формируют привычку получать всё в готовом виде, не прилагая собственных умственных усилий;
- отсутствие мотивации к обучению, непристижность успешности учебной деятельности в молодежной среде;
- неадекватная самооценка своих знаний и умений;
- негативное отношение к труду (не только умственному, но и физическому);
Публикация «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся» размещена в разделах
- падение авторитета профессии учителя в обществе и др.
В данной ситуации диаметрально противоположными выступают требования к портрету выпускника: образование должно быть нацелено на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, который способен брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в конкретизации задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни.
В связи с вышесказанным, очевидным представляется необходимость изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и контроля усвоенного материала.
Я хочу рассмотреть методы обучения, которые наиболее востребованы сегодня в педагогической практике. Речь пойдет об интерактивных методах обучения.
Интерактивные : От англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом, дословный перевод обозначает, что интерактивные методы – это методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве, причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.
Интерактивных методов обучения в педагогической науке достаточно много, все они связаны с организацией коллективной или групповой работы учащихся при решении творческих, нестандартных задач. Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Рассмотрим те интерактивные методы, которые не требуют выделения большого объема учебного времени, а потому могут широко использоваться в обучении.
1. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ», «МОЗГОВАЯ АТАКА» — это метод коллективного поиска ответа на поставленный вопрос. Здесь важно принимать любой ответ каждого учащегося, не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, фиксировать ответы на доске или бумаге. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости обсуждения спорных вопросов, стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории.
2. «ПОПС-ФОРМУЛА» — это потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию обучающихся, который позволяет студентам кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Преподавателю необходимо знать, насколько качественно усвоен группой новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом студент, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
3. «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» — это метод, который позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения. Построение «дерева решений» является способом оценки преимуществ и недостатков различных вариантов. Группа делится на 3 или 4 подгруппы с одинаковым количеством обучающихся. Каждая подгруппа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана, потом подгруппы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
4. «МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП» — это метод, который позволяет структурировать умственную деятельность, развивает гибкость мышления, помогает преодолеть творческий кризис и правильно принять решение в соответствии с поставленной задачей. Суть метода : разделение процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде шляпы определенного цвета: белая шляпа — это режим актуализации всей имеющейся информации и её анализ; красная шляпа — это режим высказывания интуитивных догадок; желтая шляпа — это режим выделения преимуществ того или иного решения; черная шляпа — это режим выделения недостатков того или иного решения; зеленая шляпа — это режим высказывания творческих решений; синяя шляпа — это режим управления процессом реализации идеи и работы над решением поставленной задачи.
5. «КЕЙС-МЕТОД» (разбор конкретных производственных ситуаций) - метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
Названный метод характеризуется следующими признаками:
• наличие конкретной ситуации;
• разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;
• публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;
• подведение итогов и оценка результатов занятия.
Виды ситуаций:
• Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации.
Цель студентов: найти решение ситуацию или прийти к выводу о его невозможности.
• Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден.
Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
• Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения.
Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
• Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме.
Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
6. «ВЫБЕРИ ПОЗИЦИЮ» — это метод, при котором предлагается проблемный вопрос, имеющий две противоположные точки зрения и соответственно три позиции: «да», «нет», «не знаю, не определил собственную позицию»; обучающиеся выбирают определенную позицию, формируя три группы, обсуждают правильность своей позиции. Затем каждая группа аргументирует свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия решения.
7. «СИНКВЕЙН» — это метод творческой работы, который позволяет студентам лаконично выразить своё отношение к определенной теме. Обучающимся предлагается написать 5 строк:
1. Существительное (название темы);
2. Два прилагательных (определение темы);
3. Три глагола, показывающие действия в рамках темы;
4. Фраза из 4 слов, содержащая отношение автора к теме;
5. Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.
В контексте вышесказанного важно выделить ещё одно направление организации интерактивного обучения — это использование компьютерных интерактивных технологий. Компьютерные интерактивные технологии предоставляют широкий спектр средств визуализации учебного материала, поддерживающих возможность взаимодействия с ним студентов, как в индивидуальном режиме, так и групповом.
Я хотела бы рассмотреть использование некоторых форм ИКТ на примере специальности 08.02.11 «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома».
1. «ЖЭКА» - игра, позволяющая в увлекательной форме осваивать современные технологии энергосбережения и узнавать о способах уменьшения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Игра повышает правовую грамотность граждан Российской Федерации в сфере жилищно-коммунальных услуг, способствует быстрому изучению основ управления многоквартирными домами и применению энергосберегающих технологий в повседневной жизни.
Действие игры «ЖЭКА» разворачивается в доме, где живет обычная российская семья Лазаревых. В наследство им досталась четырехкомнатная квартира. Получив первую платежку за потребленные жилищно-коммунальные услуги, семья понимает, что тратить большие суммы – непозволительная роскошь. К ним на помощь приходит домовенок Жэка, которым управляет игрок. Его главная задача – научить семью бережливости, экономии и разумному ведению хозяйства. Что для этого нужно? Во-первых, заменить старое оборудование на новое, энергосберегающее. Во-вторых, научиться рационально использовать коммунальные ресурсы и экономить на платежах. И в-третьих, освоить главные правила управления многоквартирным домом. И тогда на сэкономленные игровые деньги можно купить новую бытовую технику, современное энергоэффективное оборудование или же просто подарок близким. Ведь в игре, как и в жизни, от того, насколько комфортно и уютно находиться в доме, зависит очень многое - успех, настроение и семейное счастье. На сегодняшний день разработаны четыре уровня игры: «Квартира», «Дом», «Квартал», «Чистый город».
2. ЖЭКА-ПРОФИ – первый профессиональный тренажер для специалистов жилищно-коммунальной отрасли.
ТЕСТИРОВАНИЕ. Нужно найти правильные ответы на 100 вопросов. Доступно 3 уровня сложности: начальный, средний, профессиональный. Первый уровень рассчитан на начинающих специалистов или подходит для разминки перед основным тестированием. Средний и профессиональный уровни для действующих специалистов с высоким уровнем подготовки.
ТРЕНАЖЕР. В режиме тренажера развернута технология виртуальной реальности, в которой нужно проводить обследование и обслуживание многоквартирного дома на протяжении всего жизненного цикла здания. Взаимодействие с виртуальным домом: перемещение, проведение замеров, реагирование на обращения жильцов, фиксация нарушений при эксплуатации, – максимально приближено к реальным условиям. Но нужно следить за временем: продолжительность прохождения тренажера ограничена.
Подводя итоги можно сказать, что интерактивные методы обучения выступают средством активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяют вовлечь студентов в процесс открытия новых знаний, активизируя при этом их личную заинтересованность и накопленный субъектный опыт, способствуют формированию направленности на самообучение и саморазвитие.