Валя Албул
Использование инновационных вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы в соответствии с ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ ДО и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательных программ ДО с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также с использованием ресурсов иных организаций (организации культуры, физкультуры и спорта и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам, с которыми устанавливаются договорные отношения. При реализации образовательных программ дошкольного образования могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации образовательной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Публикация «Использование инновационных вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы в соответствии с ФОП» размещена в разделах
Формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.
2 слайд
Согласно ФОП ДО педагог может использовать различные формы реализации образовательной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:
в раннем возрасте (1 год- 3 года) : • предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие); • ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; • двигательная деятельность (основные движения, упражнения, простые подвижные игры); • общеразвивающие игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками); • речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); • изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; • самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); • музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально ритмические движения).
3 слайд
В дошкольном возрасте (3 года- 8 лет) : • игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительноконструктивная, дидактическая, подвижная и другие); • общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно деловое); • речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); • познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; • изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; • двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие); • элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно бытовой труд, труд в природе, ручной труд); • музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
4 слайд
Методы реализации программы. Для достижения задач воспитания в ходе реализации образовательной программы педагог может использовать следующие методы :
• организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); • осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример); • мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы).
5 слайд При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей: • при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение); • репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметносхематическую модель); • метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; • при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях); • исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях. • Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
6 слайд
Средства реализации программы
• демонстрационные и раздаточные; • визуальные, аудийные, аудиовизуальные; • естественные и искусственные; • реальные и виртуальные.
7 слайд
Средства, используются для развития следующих видов деятельности детей: • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое); • предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое); • игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое); • коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое); • познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и другое); • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); • музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое).
8 слайд
ДОУ самостоятельно определяет средства воспитания и обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Федеральной программы.
9 слайд
Вариативность форм, методов и средств реализации программы зависит не только от учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации программы педагог учитывает субъектные проявления ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Федеральной программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.