Татьяна Гросс
Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушением речи. Среди них встречаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) – сложным речевым расстройством, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы Речевая патология даёт себя знать при поступлении в школу – такие дети попадают в разряд неуспевающих, так как успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития речи.
Целью логопедической работы, является создание системы педагогического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями в ДОО.
Публикация «Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Для достижения цели мы определили основные задачи:
- создание условий для перехода на программу коррекционного обучения и развития ребенка;
- внедрение новейших педагогических технологий;
- расширение пространства детства за счет привлечения новых субъектов коррекционно-развивающего процесса.
Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
В вечернее время воспитатель, по заданию логопеда, отрабатывает лексический материал, проводит индивидуальные занятия по закреплению звукопроизношения.
Обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов. У детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, что не позволяет ребенку четко и правильно выразить свои мысли при построении связного высказывания. Использование наглядного моделирования на занятиях по формированию связной речи у детей с ОНР. Создание компьютерных презентаций является одним из средств наглядного моделирования.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью геометрические фигуры или полоски;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие;
• картинно-графический план и многие другие.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. При обучении детей с ОНР составлению рассказов используется один из новых приемов работы - использование компьютерных презентаций. Компьютерные презентации дают учителю-логопеду широкие возможности для использования метода наглядного моделирования в составлении дошкольниками описательных рассказов. Презентации направлены:
- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем: " Дикие, домашние животные ", «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», «Цветы», «Птицы».
- на совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картинке и серии картин по данному плану.
- на формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.
- на воспитание интереса, желания реализовывать свои творческие возможности.
В развитии навыка составления рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становится картинно-графический план, где указывается: принадлежность к родовидовому понятию, величина, цвет, форма, составляющие детали, качество поверхности, материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов, как он используется (какую пользу приносит, за что нравится (не нравится).
По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Таким образом, с помощью схем – модулей, удаё тся достичь следующих результатов:
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок;
-обогащается словарный запас, развивается связная речь.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры материала текста.