Винера Гусева
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в веке информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь. Насущной потребностью в работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО).Жизнь современного человека практически невозможна без использования ИКТ. А так как в каждой семье есть электронные устройства, то и дети знакомятся с гаджетами очень рано, и, зачастую, к пяти годам осваивают их на уровне активного пользователя. Но, к сожалению, чаще всего их интерес ограничивается просмотром мультфильмов, видеороликов, играми. При этом ребенок, в силу своей не сформированной психики не может самостоятельно отбирать информацию необходимую ему для всестороннего развития и дозировать использование ИКТ по времени.
Публикация «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Но если оградить ребенка от них невозможно, то задача педагогов – создать такие условия, что бы развивать детей при помощи ИКТ без вреда их здоровью.
Ведь если грамотно подойти к данному вопросу, то можно активно использовать ИКТ в образовательных целях, в том числе и для решения задач поставленных ФГОС ДО (п. 1.6) и достижения целевых ориентиров (п. 4.6 ФГОС ДО). Электронные устройства могут выполнять развивающую функцию, при условии, что они наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее.
Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений, функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетами, проблема живого общения не возникает. Педагоги нашего учреждения активно внедряют информационные технологии в различных видах детской деятельности. Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повышать его качество.
Разработанная педагогами нашего учреждения система включает в себя использование на занятиях мультимедийных презентаций, видеороликов и виртуальных экскурсий, мультипликационных фильмов. Работа с родителями ведется на сайте педагога, в организованных интернетсообществах и группах.
Наиболее часто используемые педагогами ИКТ в учебно-воспитательном процессе - это мультимедийные презентации. Презентации используются как для представления нового материала, так и для закрепления ранее полученных знаний, путем вывода заданий по теме на слайды. Данная ИКТ превращает образовательную деятельность в увлекательный процесс, способствующий быстрому и качественному запоминанию детьми информации.
Еще одной составляющей ИКТ в ДОУ являются видеоролики. В своей работе педагоги используют, как готовые видеоролики, взятые из интернета, так и отснятые и смонтированные самостоятельно. В настоящее время гаджеты оснащены камерами, позволяющими снимать видео хорошего качества, поэтому создание видеороликов не требует особого технического оснащения. Монтирование отснятого материала делается также при помощи готовых программ. Ценность созданных видеофильмов заключается в том, что дети на экране телевизора могут увидеть результат своей работы, самих себя, по-новому взглянуть на предметы и явления, которые их окружают, стать участниками постановочных фильмов.
Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов, а также дляГлавной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы на информационном уровне все участники учебно-воспитательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Под ИКТ подразумевается использование привычных для нас медиа-устройств - цифровых фотоаппаратов, принтеров, сканеров, копиров, мобильных телефонов с возможностью выхода в Интернет и, конечно же, компьютеров.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании :
• обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
• обеспечение взаимодействия с семьёй;
• обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада)
• облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);
ИКТ включает в себя:
• компьютер и интернет
• телевизор
• видеокамера и фотоаппарат
• DVD и CD
• магнитофоны
• мультимедиа и интерактивная доска.
•
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
НОД в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
• Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
• Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждой НОД, так как при подготовке и организации такой НОД от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Я активно использую компьютерные технологии на занятиях и на праздниках, на развлечениях и в индивидуальной работе, в методической работе, для самообразования и повышения квалификации. Провожу контроль и при подведении итогов.
Работа с родителями – ещё одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и совместных с родителями мероприятиях. Результаты диагностики детей можно представлять в виде таблиц и диаграмм.