Марина Васильева
Использование игры для формирования культурно-гигиенических навыков старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игры для формирования культурно-гигиенических навыков старших дошкольников».
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка- дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных в воспитании детей. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Публикация «Использование игры для формирования культурно-гигиенических навыков старших дошкольников» размещена в разделах
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как умение разговаривать, писать, читать.
Игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Включая игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.
Игры направлены на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Они вырабатывают усидчивость, дают простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.
Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки. С помощью игр, представленных ниже, детям дошкольного возраста можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Готовим обед для кукол» Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т. д., определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.
Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы. Ход игры : Педагог: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Дети по муляжам перечисляют продукты. «А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит обед? -- из первого блюда (борщ, суп, щи, из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты, из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай). Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп, второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу, третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)». -- промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи); -- очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;
-- положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой; -- поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;
-- после того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам. На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье -- варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона).
Педагог поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.
«Мыльные перчатки. «Пузырики» Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце. Ход игры : Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.
«День рождения»
Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга. Оборудование: гости -- куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки. Ход игры : ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на уроках труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях:- поздороваться, когда приходишь в гости;
-- без приглашения не входить в комнату;
-- дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);
-- за столом не шуметь, не брать пищу руками;
-- приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;
-- не перебивать друг друга;
-- пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно;
-- после еды не забыть поблагодарить именинника;
-- перед уходом попрощаться;
-- когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.
Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.
Игра "Фонтанчики" Цель: учить ребенка полоскать рот. Оборудование: стакан. Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
В заключении хочется еще раз напомнить, что следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье. Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки.
Список литературы
1. Пикулева Н. В. Слово на ладошке : [Воспитание культуры поведения в игровой форме].- М. : Новая шк., 1994.36.
2. Хромова С. А. Игровые уроки общения для детей/ С. А. Хромова. -Москва: Рипол Классик: Дом XXI век, 2008.
3. Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет// Дошкольное воспитание. - 1993.-№11.-с. 67-69.
4. Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков [у дошкольников]// Дошкольное воспитание. -1991.-№5.-с. 11-13.