Татьяна Проскурякова
Использование игровых технологий В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание и образование дошкольников должно носить комплексный характер. При этом дети должны принимать непосредственное участие в образовательном процессе, осуществляя опытно-экспериментальную деятельность, что значительно повышает мотивацию дошкольников к получению знаний и обогащает их экологические представления.
Публикация «Использование игровых технологий В, В, Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности детей. Вовлекаются все стороны личности ребенка: малыш двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игровой деятельности активно работают все его психические процессы – мышление, память, внимание, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые качества.
Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель экологических игр – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.
Через игровую деятельность решаются образовательные и воспитательные задачи :
углубить и расширить экологические знания;
привить начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;
развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности;
воспитывать чувство бережного отношения к окружающему.
В своей деятельности с детьми большой акцент делаю на использование экологических игр.
Одной из разновидностей игровых технологий являются «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича». Использование этой игровой технологии меня привлекло тем, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Все игры сопровождает сказочный персонаж, сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения.
Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Предлагаю вашему вниманию рассмотреть какие игры В. В. Воскобовича я использую для формирования экологического воспитания.
1.«Фиолетовый лес»– это развивающая сенсорная среда, с помощью которой создается устойчивый интерес к окружающей природе, обогащается новыми представлениями о ее многообразии, целостности живого организма и его потребностях, отличительных особенностях, способах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
Раскрыть эти знания помогают такие дидактические игры как:
Д/и «Откуда выпал листик?» (3-5 лет)
Задачи:
- развитие внимания, мышления;
- развитие координации движений.
Материалы и оборудование: ажурное дерево с листочками.
Игровая ситуация : Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал, и сяк, но ничего не получалось. Давайте попробуем поставить листочки на место. Задание: Подобрать листочки в отверстия на кроне
Д/и «Осень в фиолетовом лесу»
Задачи: Закрепление основных признаков наступления осени (день становится короче, листья желтеют, краснеют, опадают, идут дожди).
Д/и «Зима в Фиолетовом лесу»
Задачи: Закрепление основных признаков зимы.
Д/и «Ходят капельки по кругу» (5-7лет)
Задачи: Сформировать у детей первые представления о круговороте воды в природе. Повторить свойства воды: капает, брызгает, струится, мочит предметы.
Материалы и оборудование: капельки воды, стрелочки, облака и тучки, озеро, солнышко.
Игровая ситуация : Ворон Метр пригласил всех жителей Фиолетового леса на очень интересное занятие. Он рассказал о круговороте воды в природе, жителям очень понравился рассказ ворона Метра о путешествии капелек. После Метр решил еще и все схематично показать.
Задание: помоги Ворону Метру изобразить круговорот воды в природе.
Д/и «Вот такие мы разные»
Задачи: расширить и закрепить представления об особенностях внешнего вида диких животных, их местах обитания. Развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Материалы и оборудование: герои Фиолетового леса (ежик, птицы, лягушка, змея, мышка, ящерица, улитка, карточки с изображением диких животных).
Игровая ситуация : в Фиолетовом лесу, все звери и птицы собрались на полянке. Незримка Всюсь впервые там оказался, он совсем мало знает о жизни зверей в лесу (как их называют, что они кушают и какой их образ жизни). Лопушок решил рассказать Незримке Всюсь о жителях леса.
Задание: Помоги Лопушку рассказать о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются и как нужно вести себя в лесу, чтобы не пугать жителей.
Д/и «Береги природу!» (4-7 лет)
Задачи: познакомить детей с правилами поведения в природе.
Материалы и оборудование: малыш Гео, образцы мусора (маленькие кусочки бумаги, экологические знаки, карандаши красного и зеленого цвета.
Игровая ситуация : осенним днём, когда хочется прогуляться по лесу, малыш Гео пошёл прогуляться в лес. Но когда он его увидели, очень расстроились: не слышно было пения птиц и было много мусора.
Задание: помочь навести порядок в лесу, рассказать о правилах поведения в природе, нарисовать экологические знаки.
2. Ещё одна игровая технология В. В. Воскобовича это :
Коврограф «Ларчик»
Игра «Вкусный цветок» - гусеница фифа любит поедать цветы. Сначала она съела цветок, потом лист, стебель. А в последнюю очередь корень. Детям предлагается построить все части растения с помощью разноцветных веревочек.
«Истории Фифы» - Фифа рассказывает о книге «Энциклопедия». В которой рассказывается о что рыбы живут в воде, птицы в небе. Задание: Расселить обитателей сказочного леса.
«Фифа и растения» - на коврографе геометрические фигуры, предлагается с помощью веревочек превратить их в овощи и фрукты.
3. «Игровизор»
рисуем по клеточкам животных, насекомых, деревья и цветы.
дорисуй птицу,
узнай «Чей хвост».
лабиринт «Найди листья плодов»
лабиринт «Накорми птицу»
найди детеныша и его маму.
4. Можно использовать игры : «Чудо-соты», «Чудо – крестики», «Фонарики» в индивидуальной работе для закрепления строения животных, насекомых, растений.
Эти логические игры имеют методические схемы-пособия, которые помогают ответить на вопросы: кто живет в воде, кто летает, назови фрукт.
Каждую игру можно сопроводить сказкой.
А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон….
Задание: Выложить по образцу …
В младших группах выкладывает воспитатель и задает вопрос на что или кого похоже? А в старших группах дает задание построить задуманное или ответ на загадку. Сочинить продолжение сказки.
Совместную деятельность можно организовать в любое время: в утренний отрезок времени - как вариант образовательных ситуаций; в вечерний отрезок времени – как познавательно – творческую деятельность, а также в самостоятельной деятельности, где взрослый создаёт среду обеспечивая её доступность.
Сказки, подкрепленные яркой наглядностью, размещаемой на пространстве Фиолетовый лес, удерживают интерес и внимание детей всех возрастов.
Поэтому я хочу порекомендовать для работы методические рекомендации: «Экологические сказки Фиолетового леса», авторы В. Н. Адлер, О. Н. Черисова.
Издание направлено на формирование экологического сознания у старших дошкольников с использованием предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес", опираясь на практический опыт реализации технологии В. В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".
Авторами разработана система занятий-сказок по экологическому воспитанию детей, обеспечивающая их всестороннее развитие.
И в заключение, хочу сказать, что уровень формирования у дошкольников экологических представлений будет достаточно высок, если педагог будет использовать на занятиях методы моделирования, а также элементы технологии В. В. Воскобовича.
Радости в играх – успехов в развитии! Спасибо за внимание.