Папки-передвижки

Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Нина Анатольевна Румянцева
Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все условия. Выдающийся психолог Л. С. Выготский писал, что необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Огромная роль в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста принадлежит фольклору как особому педагогическому явлению.

Публикация «Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В первые годы жизни ребёнка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей Родиной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребёнок в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребёнок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаях людей, среди которых он живёт.

Фольклор для детей включает колыбельные песни, пестушки, прибаутки, небылицы, заклички, сказочки, которые являются одним из средств народной педагогики.

Почему народное творчество доступно и так понятно детям? Ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество. «Вы увидите тут, - говорил А. М. Горький о песнях и сказках, - поразительное богатство образов, меткость сравнений…». В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов и интересов. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают эстетический вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ.

Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его воздействии на ребёнка. Всем известна необычайная сила влияния сказок и сказочных образов. Воспринятые в тот период, когда у ребёнка нет ещё прочности запоминания, сказочные образы всё же сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохраняются, а легко всплывают в сознании. На них долго ещё опирается чувствование и мышление.

То же самое можно сказать и о народных играх. Если ребёнок играл в них в детстве, то позднее, уже взрослым, он легко воспроизводит их в образах, правилах и даже приёмах.

При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей. Для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы – потешки, считалки, загадки, краткие сказки. Прочитав детям потешку, рассказ или сказку, необходимо задать вопросы по содержанию прочитанного произведения. Если малыши ещё затрудняются ответить, им помогают наводящими вопросами и вместе рассматривают иллюстрации.

Припевками, поговорками издавна пользуются в воспитании детей для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить. Народные литературные произведения помогают развивать у детей добрые чувства, учат различать хорошие и плохие поступки (потешки «Пошёл котик на торжок», «Тили-тили-тили-бом», «Сорока-белобока», «Козушка-белоногушка», «Курочка» и т. д.).

Загадки, как форма словесного народного творчества, образной народной речи, также получили своё признание в работе с детьми. Доступная для понимания ребёнка загадка – полезное упражнение для ума. Народные загадки не только раскрывают особенности родного языка, приучают к острой и живой мысли, но и поэтизируют для ребёнка окружающий его мир, показывают такие стороны явлений, которые без этого часто остаются незамеченными.

Гениальными произведениями русского народного творчества являются сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики и прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребёнку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, животного мира, людей с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы русских народных сказок – хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи и многие другие – входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают добрые чувства, отзывчивость, сострадание. Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых чертами, свойственными человеку. Ребёнок проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования, воображения. Во время рассказывания сказки можно использовать различные виды театра: настольный, пальчиковый, кукольный, масочный и др. в младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами, участие в импровизациях, а так же является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

С фольклором тесно связано народное декоративно-прикладное искусство. Ценное педагогическое значение при знакомстве с художественным творчеством имеет народная игрушка. В народной игрушке отражё н разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Рассматривая народную игрушку с педагогической точки зрения видно, что она основана на тонком знании психологии и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок, сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребёнок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, медведя представлены как в игрушке, так и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.

В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяются игрушки-забавы, радующие детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: неваляшки, волчки, дудки, свистульки, клоуны. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, бабки, города и т. д.

Формируя интерес у детей младшего дошкольного возраста к народной игрушке, мы учим их узнавать её, видеть красоту и неповторимость. Изобразительное народное искусство, именно через народную игрушку, непосредственно адресовано детям: всё в ней обращено к ребёнку – её содержание, форма, окраска.

Таким образом, народное искусство обладает большой силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконических формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Использование игр с прищепками в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возрастаИспользование игр с прищепками в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Прищепка – уникальный предмет, с помощью которого можно проводить разнообразные игры и упражнения для всестороннего развития ребенка. Игры.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Актуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детейАктуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детей Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2024 в 16:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Анатольевна Румянцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД