Нина Анатольевна Румянцева
Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста
Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все условия. Выдающийся психолог Л. С. Выготский писал, что необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Огромная роль в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста принадлежит фольклору как особому педагогическому явлению.
Публикация «Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В первые годы жизни ребёнка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей Родиной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребёнок в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребёнок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаях людей, среди которых он живёт.
Фольклор для детей включает колыбельные песни, пестушки, прибаутки, небылицы, заклички, сказочки, которые являются одним из средств народной педагогики.
Почему народное творчество доступно и так понятно детям? Ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество. «Вы увидите тут, - говорил А. М. Горький о песнях и сказках, - поразительное богатство образов, меткость сравнений…». В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов и интересов. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают эстетический вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ.
Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его воздействии на ребёнка. Всем известна необычайная сила влияния сказок и сказочных образов. Воспринятые в тот период, когда у ребёнка нет ещё прочности запоминания, сказочные образы всё же сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохраняются, а легко всплывают в сознании. На них долго ещё опирается чувствование и мышление.
То же самое можно сказать и о народных играх. Если ребёнок играл в них в детстве, то позднее, уже взрослым, он легко воспроизводит их в образах, правилах и даже приёмах.
При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей. Для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы – потешки, считалки, загадки, краткие сказки. Прочитав детям потешку, рассказ или сказку, необходимо задать вопросы по содержанию прочитанного произведения. Если малыши ещё затрудняются ответить, им помогают наводящими вопросами и вместе рассматривают иллюстрации.
Припевками, поговорками издавна пользуются в воспитании детей для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить. Народные литературные произведения помогают развивать у детей добрые чувства, учат различать хорошие и плохие поступки (потешки «Пошёл котик на торжок», «Тили-тили-тили-бом», «Сорока-белобока», «Козушка-белоногушка», «Курочка» и т. д.).
Загадки, как форма словесного народного творчества, образной народной речи, также получили своё признание в работе с детьми. Доступная для понимания ребёнка загадка – полезное упражнение для ума. Народные загадки не только раскрывают особенности родного языка, приучают к острой и живой мысли, но и поэтизируют для ребёнка окружающий его мир, показывают такие стороны явлений, которые без этого часто остаются незамеченными.
Гениальными произведениями русского народного творчества являются сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики и прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребёнку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, животного мира, людей с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы русских народных сказок – хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи и многие другие – входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают добрые чувства, отзывчивость, сострадание. Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых чертами, свойственными человеку. Ребёнок проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования, воображения. Во время рассказывания сказки можно использовать различные виды театра: настольный, пальчиковый, кукольный, масочный и др. в младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами, участие в импровизациях, а так же является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
С фольклором тесно связано народное декоративно-прикладное искусство. Ценное педагогическое значение при знакомстве с художественным творчеством имеет народная игрушка. В народной игрушке отражё н разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Рассматривая народную игрушку с педагогической точки зрения видно, что она основана на тонком знании психологии и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В сюжетной игрушке отображён мир сказок, сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребёнок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, медведя представлены как в игрушке, так и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.
В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяются игрушки-забавы, радующие детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: неваляшки, волчки, дудки, свистульки, клоуны. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, бабки, города и т. д.
Формируя интерес у детей младшего дошкольного возраста к народной игрушке, мы учим их узнавать её, видеть красоту и неповторимость. Изобразительное народное искусство, именно через народную игрушку, непосредственно адресовано детям: всё в ней обращено к ребёнку – её содержание, форма, окраска.
Таким образом, народное искусство обладает большой силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконических формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.