Наталья Шилкина
Использование фольклора в приобщении детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
1. Сведения об авторе
Ф. И. О. Шилкина Наталья Викторовна – воспитатель средней группы.
Образование: высшее. Московский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический институт, 1987г.
Специальность: книговедение и организация книжной торговли
Педагогический стаж: 11 лет
Кусы повышения квалификации: ГОУ ДПОТО «ИПК и ППРОТО» по ДПП «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО», 72ч., 27.11.2013г.
Обучается на курсах по дополнительной образовательной программе «Профессиональная переподготовка» (с 08.09.2014г. по 31.10.2014г.)
Публикация «Использование фольклора в приобщении детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
2. Условия формирования опыта
На формирование моего личного опыта работы оказали влияние следующие факторы:
Современные изменения, происходящие в нашей стране, в том числе в педагогической науке и практике;
Актуальность проблемы;
Личный интерес к проблеме, социальный заказ родителей;
Изучение и положительное использование в практике работы современных педагогических технологий;
Изучение методической литературы:
- О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба»
- М. Г. Борисенко, И. А. Лукина «Конспекты занятий по сказкам»
- методические рекомендации МОУДО ИМЦ «Организация работы с детьми по воспитанию любви к родному краю»
Изучение нормативно-правовых документов:
Теоретическая база опыта
В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживания века. Каждый народ приносит в культуру свое и каждое достижение народа является общим для всего народа
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю, русский язык, культуру как собственные.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Глубокий духовный патриотизм надо прививать с раннего детства. Важно пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная реальная принадлежность и историческая конкретность.
Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.
Одним из главных элементов устного народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике, в быту. Поэтому песня имела ярко выраженный воспитательный характер и могла быть использована в формировании тех или иных качеств ребенка, подростка, взрослого человека.
Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Она также как и песня, носит конкретно исторический характер. Сказки отмирают в связи с изменением социальных условий, возникают, развиваются и изменяются новые на основе новых представлений человека об окружающем мире. После колыбельных песен наиболее интересным материалом для ребят, становится сказка. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, призывает бороться за справедливость, добро.
Ребенку можно рассказывать сказку, комментируя важные в воспитательном отношении идеи. Можно инсценировать сказки. При инсценировании сказку можно объединить с песнями. Воспитатель может предложить вставить в сказку известные им загадки, пословицы, поговорки.
В процессе воспитания детей большое значение придается использованию различных видов искусства: различных видов расписных игрушек (дымковской, хохломской, гжельской и др., расписных бытовых предметов, используемых в повседневной жизни.
Используя фольклор в приобщении детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры учим их любить свою Родину, свои традиции, свой язык. Видеть вокруг себя доброту и заботу.
Опыт позволяет решать следующие противоречия:
между пассивным получением знаний и необходимостью активного их использования;
между низким уровнем краеведческого образования и потребностью времени сформировать у детей любовь к народной культуре;
между использованием типовой программы, комплексных и авторских программ по включению темы нравственно-патриотического воспитания в содержание образовательной программы;
между необходимостью дифференцированного подхода к каждому ребенку для его индивидуально-личностного развития.
Определив тему опыта «Использование фольклора в приобщении детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» я наметила следующие задачи:
познакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра (потешки, песенки, пословицы, колыбельные)
познакомить детей с русскими народными сказками и их героями
учить детей рассказывать и обыгрывать сказки
развитие интереса к русскому народному творчеству;
повысить интерес малышей малому фольклорному жанру
Фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, потешки, пословицы, игры, поговорки, игры, хороводы) используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности ребенка и взрослого и самостоятельной деятельности ребенка. Все эти жанры устного народного творчества воспитывают любовь к Родине, к своему народу, а также положительные качества личности. А предметы народно-прикладного искусства развивают эстетические чувства детей.
Свою работу с детьми начала с того, что оборудовала уголок народно-прикладного искусства и музей мини-избу. У детей появился интерес к предметам декоративного народно-прикладного искусства.
Дети очень любят рассматривать матрешек, глиняные и деревянные игрушки, иногда посвистеть в свистульки. С неподдельным интересом рассматривают роспись на подносах, досках. Также детям очень нравятся куклы, одетые в русские национальные костюмы.
С целью привлечения детей к народной культуре были составлены конспекты тематических дней, которые проводятся 1 раз в месяц. Дети выполняли различные коллективные и индивидуальные работы. Например, делали колобков из соленого теста, коллективно создавали аппликацию леса, в котором живут три медведя.
Дети очень любят слушать русские народные сказки. В связи с этим была собрана библиотека русских народных сказок. В ней подобраны книги с разнообразными сказками и яркими, красочными картинками.
Но дети любят не только слушать сказки или смотреть их, но и сами хотят принять живое участие в театрализации этих сказок. Для этого были изготовлены различные виды театра (на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д., маски и атрибуты.
Для рассматривания детям изготовлены альбомы «Потешки», «Песенки, загадки, скороговорки», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка»; раскраски: «Матрешки», «Народное творчество»где собраны иллюстрации к песенкам, скороговоркам, потешкам. При рассматривании этих альбомов у детей развивается интерес к русскому народному фольклору, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями
Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
В группе детей окружают предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям ощутить себя частью великого народа.
Как часть непосредственно образовательной деятельности использую пальчиковую гимнастику (на основе потешек).
Чтобы привлечь внимание детей я надеваю русский народный костюм и выступаю в роли хозяйки избы.
В совместной деятельности взрослого и детей, на прогулке, использую русские народные игры «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Каравай» и другие.
В театрализованном уголке ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игр-драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развивать свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность
В ДОУ оборудован музей «Комната русского быта», который рассказывает о жизни в далеком прошлом. Перед тем как посетить музей, готовлю детей к восприятию намеченной темы, даю первоначальный минимум знаний, знакомлю с предметами быта, их названием, предназначением, со способом действия с ними. Некоторые экспонаты используются для проведения непосредственно образовательной деятельности, развлечений.
Знакомлю детей с народным искусством (росписи на посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки). Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень травится обводить трафареты матрешек, птиц, дымковских игрушек, затем раскрашивать их.
Часто при проведении непосредственно образовательной деятельности используются информационно-коммуникативные технологии: дети просматривают видеоматериалы, слушают народные песни.