МААМ-картинки

Использование дидактических игр при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте

Гулия Нуртдинова
Использование дидактических игр при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: Речевое развитие.

Задача (направление) образовательной деятельности: формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи ребенка.

Обоснование актуальности.

В настоящее время проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является особо актуальной, так как с началом школьного обучения многие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Кроме того, одним из требований школьной программы является готовность будущих первоклассников к овладению грамотой, включающая в себя овладение звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом.

Публикация «Использование дидактических игр при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте» размещена в разделах

Содержание практики.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка. У дошкольников с общим недоразвитием речи высока вероятность возникновения специфических трудностей при овладении навыками чтения и письма, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи. Для успешного овладения грамотой в школе каждому ребенку с ОНР необходимо иметь определенный уровень сформированности когнитивного, моторного, языкового, личностного, эмоционально – волевого компонентов готовности к обучению грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Одним из разделов речевого развития детей 5-7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :

- сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

-полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами : «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Эффективным средством подготовки дошкольников к овладению грамотой являются дидактические игры, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность упражнять детей с общим недоразвитием речи при рассмотрении материала.

Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками» : звук «р» — песенка большого мотора, «с» — насоса, «ж» — песенка жука, «ш» — песенка змеи.

Формирование фонетического слуха требует систематических упражнений, для этого я сформировала и успешно использую картотеку, где подобраны различные упражнения и игры направленные на формирование данных умений и навыков.

При знакомстве с гласными и согласными звуками мне помогают «Звуковые замки» и «Звуковые гномики», которые помогают без труда ввести понятия «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий», «глухой», «звонкий».

Определение места звука в слове тоже проходит в игровой форме: «Подарки гостям», «Предмет и имя», «Замкни цепочку», «Поезд», «Назови картинку и определи первый звук», «Доскажи звук», «Распредели картинки», «Нарисуй букву». «Закрой окошечко, где живет звук»

Обучать выполнять анализ звуков в слове (сначала на трёхбуквенных словах — дом, мак, кит, лес и др.) мне помогает игра «Звуковой поезд» .

Запоминание образа буквы проходит по-разному, с использованием различных анализаторов: пишем букву в воздухе, на столе; выкладываем печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов; лепим из пластилина; ищем нужную букву в тексте.

Чтобы на этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги проходила без особых проблем во время занятий пользуюсь следующими играми : «Дорога», «Пчелка» «Волшебная тучка».

Игры на знакомства детей с терминами : «слог», «слово», «предложение» : «Прохлопай слово», «Придумай слово» «Кто больше?» «Хлопушки», «Волшебные полоски».

Перечисленные дидактические игры и пособия лишь малая часть используемых на занятиях, которые помогают сделать учебный материал увлекательным и облегают процесс усвоения знаний детьми. Описанные игры способствуют развитию фонематического слуха, логического мышления, восприятия, обогащению словарного запаса, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Результаты практики.

Современные требования к знаниям детей, идущих в школу высоки. Будущие первоклассники должны иметь не только разносторонние знания по окружающему миру, математические представления, но и владеть навыками чтения, звуко-буквенного анализа слова, письма.

Дидактическая игра в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Проведение занятий по обучению грамоте с применением наглядных пособий и дидактических игр дает возможность в течение 25 - 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Таким образом, можно отметить, что дидактические игры предоставляют богатые возможности для подготовки детей с ОНР к обучению грамоте.

Список литературы:

1. З. Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Санкт-Петербург, 2007.

2. С. П. Цуканова, Л. А. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Москва, 2008.

3. Н. С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Москва, 2009.

4. Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. – Кн. 1. – М. : Школьная пресса, 2016.

5. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]»Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]» Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Программное содержание: • Познакомить детей с термином «звук». • Закрепление.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте
Опубликовано: 3 января 2023 в 18:25
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Гулия Нуртдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД