Гулия Нуртдинова
Использование дидактических игр при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Речевое развитие.
Задача (направление) образовательной деятельности: формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи ребенка.
Обоснование актуальности.
В настоящее время проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является особо актуальной, так как с началом школьного обучения многие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Кроме того, одним из требований школьной программы является готовность будущих первоклассников к овладению грамотой, включающая в себя овладение звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом.
Публикация «Использование дидактических игр при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Содержание практики.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка. У дошкольников с общим недоразвитием речи высока вероятность возникновения специфических трудностей при овладении навыками чтения и письма, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи. Для успешного овладения грамотой в школе каждому ребенку с ОНР необходимо иметь определенный уровень сформированности когнитивного, моторного, языкового, личностного, эмоционально – волевого компонентов готовности к обучению грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Одним из разделов речевого развития детей 5-7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :
- сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
-полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами : «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Эффективным средством подготовки дошкольников к овладению грамотой являются дидактические игры, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность упражнять детей с общим недоразвитием речи при рассмотрении материала.
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками» : звук «р» — песенка большого мотора, «с» — насоса, «ж» — песенка жука, «ш» — песенка змеи.
Формирование фонетического слуха требует систематических упражнений, для этого я сформировала и успешно использую картотеку, где подобраны различные упражнения и игры направленные на формирование данных умений и навыков.
При знакомстве с гласными и согласными звуками мне помогают «Звуковые замки» и «Звуковые гномики», которые помогают без труда ввести понятия «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий», «глухой», «звонкий».
Определение места звука в слове тоже проходит в игровой форме: «Подарки гостям», «Предмет и имя», «Замкни цепочку», «Поезд», «Назови картинку и определи первый звук», «Доскажи звук», «Распредели картинки», «Нарисуй букву». «Закрой окошечко, где живет звук»
Обучать выполнять анализ звуков в слове (сначала на трёхбуквенных словах — дом, мак, кит, лес и др.) мне помогает игра «Звуковой поезд» .
Запоминание образа буквы проходит по-разному, с использованием различных анализаторов: пишем букву в воздухе, на столе; выкладываем печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов; лепим из пластилина; ищем нужную букву в тексте.
Чтобы на этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги проходила без особых проблем во время занятий пользуюсь следующими играми : «Дорога», «Пчелка» «Волшебная тучка».
Игры на знакомства детей с терминами : «слог», «слово», «предложение» : «Прохлопай слово», «Придумай слово» «Кто больше?» «Хлопушки», «Волшебные полоски».
Перечисленные дидактические игры и пособия лишь малая часть используемых на занятиях, которые помогают сделать учебный материал увлекательным и облегают процесс усвоения знаний детьми. Описанные игры способствуют развитию фонематического слуха, логического мышления, восприятия, обогащению словарного запаса, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Результаты практики.
Современные требования к знаниям детей, идущих в школу высоки. Будущие первоклассники должны иметь не только разносторонние знания по окружающему миру, математические представления, но и владеть навыками чтения, звуко-буквенного анализа слова, письма.
Дидактическая игра в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.
Проведение занятий по обучению грамоте с применением наглядных пособий и дидактических игр дает возможность в течение 25 - 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.
Таким образом, можно отметить, что дидактические игры предоставляют богатые возможности для подготовки детей с ОНР к обучению грамоте.
Список литературы:
1. З. Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Санкт-Петербург, 2007.
2. С. П. Цуканова, Л. А. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Москва, 2008.
3. Н. С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Москва, 2009.
4. Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. – Кн. 1. – М. : Школьная пресса, 2016.
5. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации. – М. : Вентана-Граф, 2015.