Марина Дмитренко
Использование цветов для развития зрительного восприятия у дошкольников старшей группы на коррекционно-развивающих занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии.
Известно, что жители северных районов страдают от отсутствия света и ярких красок, однообразного серебристо-серого или голубого цвета неба, снега, у них снижается эффективность зрительного восприятия. Искусственный световой климат серверной части страны не способствует поддержанию зрительных функций на должном уровне. Нарушение зрения сказывается на функциональном состоянии организма, а в условиях интенсивной информационной нагрузки и смены социальной среды это влияние особенно выражено.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных нарушений данного анализатора. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, свето-цветоразличие, фиксация взора и др.) организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, в том числе и по физической культуре, определяются различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещенность помещения и др.).
1. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения
Физическому воспитанию отводится особая роль в развитии зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, принимая во внимание, что восприятие движения – это отражение изменение положения, которые объекты, тело и части тела занимают в пространстве.
В восприятии движения задействованы все анализаторы (зрительный, кинестетический, слуховой, вестибулярный). Параметром движения объекта является скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственное восприятие акта перемещения и умозаключения о движении объекта. С помощью зрения информация о движении объектов создается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.
Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. Наличие яркого оборудования и зрительных ориентиров повышает функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию. У ребенка закрепляются представления о цвете, оттенках. Формируется представления о разных характерах поверхностей, звуковых и тактильных ощущениях, т. е. происходит развитие полисенсорного восприятия. В процессе прослеживания движений глазами происходит развитие глазодвигательных функций. Создание игровых ситуаций на занятиях по физкультуре организует ориентировочную деятельность в процессе работы с моделями и схемами. Дети, выполняя задание в условном плане, затем переносят их в реальное пространство.
Организация подвижных игр, игр спортивного содержания и игровых заданий позволяют решать задачи прослеживания, локализации, виденья всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей. В процессе занятий по физкультуре формируется система ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет точка отсчета. Ведущей точкой отсчета для ребенка является собственное тело (в общеразвивающих упражнениях, основных движениях). Происходит овладение знаниями о теле человека, его частях, развитие мобильности. Передвижение по шведской стенке, прыжки по клеткам, прокатывание предметов по разным поверхностям горизонтальным и вертикальным, выполнение общеразвивающих упражнений, позволяет развивать ориентировку ребенка с нарушением зрения в микроплоскости.
Так как физическое воспитание связано со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положения тела, расчетом времени характеристик движений, оно позволяет развивать и совершенствовать ориентировку в макроплоскости и в макропространстве. Примером ориентировки в макропространстве могут служить общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, спортивные и подвижные игры, езда на велосипеде, катание на лыжах и санках.
2. Методика работы с цветом на коррекционно-развивающих занятиях по физической культуре с дошкольниками старшей группы
Прежде чем приступить к развитию цветовых эталонов у детей с нарушениями зрения, необходимо подробно ознакомиться с результатами диагностики, которую проводит учитель - дефектолог. На основе полученных данных можно узнать уровень развития цветовосприятия детей и разработать индивидуальные подходы к каждому ребенку.
Работу по цветовосприятию необходимо осуществляем совместно с учителем-дефектологом, роль которого - дать основные понятия о цвете. Инструктор по физической культуре должен организовать свои занятия так, чтобы дети закрепили полученные знания через подвижные игры, коррекционные упражнения.
В процессе практической деятельности можно учить детей узнавать, соотносить и называть эти цвета. Чтобы их заинтересовать, в основу занятий и заданий включать сказочные и игровые сюжеты. Это могут быть подвижные игры с использованием цветного оборудования и инвентаря различных оттенков: «Помоги зайчику», «Помоги Незнайке собрать букет», «Прицепите к паровозику вагончики», «Привяжи ленточки к шарикам» (Приложение № 2).
Игры и упражнения подбираются с учетом постепенного усложнения, повторения с использованием нового наглядного материала.
При ознакомлении с системой эталонов цвета можно включать действия, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. С этой целью используются упражнения, в которых детям предлагают, например, узнать и выбрать такой же объект по цвету, оттенку в пространстве из множества разноцветных при выполнении двигательных действий. Например, «Найди игрушку такого же цвета», «Найди пару».
При подборе оборудования и инвентаря для занятий учитываются следующие требования: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, использование преимущественно красный, желтый, зеленый и оранжевый цвета.
Так же применяется нестандартное физкультурное оборудование («ловушки» из пластиковых бутылок, кружочки из клеенки разного цвета и пр.) и адаптированный спортивный инвентарь (озвученные мячи, мячи с веревочкой, мячи с запахом и пр.).
В ходе занятия регулярно происходит смена нагрузки и выполняются гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и др.
Заключение
В результате целенаправленной работы по развитию цветовосприятия у дошкольников старшей группы с нарушением зрения, в соответствии с требованиями Программы коррекционных учреждений можно реализовать поставленные задачи и достигнуть хороших результатов в работе.
Проверка полученных данных на практике показала, что систематическое проведение игр, занятий по данной теме позволила значительно повысить уровень развития зрительного восприятия, в значительной степени уменьшить у данной категории детей трудности в практической и познавательной деятельности.
Таким образом, физическое воспитание детей с нарушением зрения решает задачи развивающей, коррекционной и оздоровительной работы.