Ирина Рагулина
Использование чистоговорок в работе с детьми 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование чистоговорок
в работе с детьми 2-3 лет»
подготовила
Рагулина Ирина Егоровна,
воспитатель МДОУ Помоздинский детский сад №4 «Солнышко»
1 слайд
Развитие речи особенно быстро происходит у детей младшего возраста: быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Поэтому, именно на данном возрастном этапе нужно учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.
Публикация «Использование чистоговорок в работе с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
2 слайд
Рифмы и ритм чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Для детей младшего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок. А благодаря рифме занятия проходят в веселой игровой форме, что благотворно влияет на восприятие и запоминание материала, на формирование правильной дикции детей.
3 слайд
Что такое чистоговорка?
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.
Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.
Основная задача чистоговорок - обучение детей четкому произношению звуков.
4 слайд
Чистоговорки бывают короткими (простыми) и длинными (более сложными, выбор определяется по возможностям детей - дети в 2-3 года приходят в детский сад и хорошо говорящие, и произносящие только отдельные звуки, имеет место и индивидуальная работа с чистоговорками.
Вначале, при знакомстве с чистоговорками знакомимся с простыми. На пример, тематическая неделя «Домашние животные» - «Ка-ка-ка – собака», тематическая неделя «Путешествие на Крайний Север» - «Вин-вин-вин – пингвин».
Чистоговорки можно придумывать прямо «на ходу».
Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения.
5 слайд
Более сложные чистоговорки, где уже используются простые предложения.
Возьмё м любое предложение:
Н/р «Сегодня хорошая погода», выделяем последний слог в слове и произносим его 3 раза – «Да-да-да – сегодня хорошая погода».
Ваши варианты
Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.
Приёмов работы с чистоговоркой очень много, в зависимости от речевого развития детей. Начну с простых приёмов, далее представлю более сложные, с заданиями которых дети 2-3 лет справляются.
Давайте поиграем с чистоговорками.
6 слайд
1 приём
Скажи чистоговорку тихо-громко.
Цель: учить детей менять силу голоса.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса.
Ход-ход-ход – плывёт пароход (Громко)
Ход-ход-ход – плывёт пароход (тихо)
7 слайд
Скажи чистоговорку медленно-быстро.
ЦЕЛЬ: учить детей менять темп речи
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой скорости.
Попробуем, вначале медленно
ТА-ТА-ТА – ХВОСТ У КОТА
8 слайд
Инсценировка чистоговорки.
Цель: закрепление четкого произношения звуков.
Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.
ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).
Н/р Чик-чик-чик – прыгает зайчик
9 слайд
Проговори и прохлопай.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
Воспитатель проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:
АФ-АФ-АФ - ЖИРАФ
10 слайд
Закончи чистоговорку.
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком», показывая при этом наглядно (рисунки, игрушки и т. д.) :
Попробуем (по щелчку открываются рисунки) :
ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА (ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК И Т. Д.)
11 слайд
Прием «ЭХО»
Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах
Воспитатель произносит чистоговорку, а дети проговаривают только конец, тоже важна наглядность:
ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫ …ШИ-ШИ-ШИ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫ… ШАХ-ШАХ-ШАХ.
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫ…ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫ…ШАХ-ШАХ-ШАХ.
12 слайд
Скажи с различной интонацией.
Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить:
- очень весело,
- так, как будто спрашиваешь?
Ать-ать-ать – будем играть?
Ать-ать-ать – будем играть!
13 слайд
Скажи как…
Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее так: как бы ее сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. Можно использовать куклы кукольного или пальчикового театра или маски.
СУ-СУ-СУ – ХОРОШО В ЛЕСУ.
14 слайд
Скажи, какой или какая?
Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.
Воспитатель проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.
ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?
ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, и т. д.)
15 слайд
В чем значение использования чистоговорок и как они лично мне помогают?
- Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (детям интересно, а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
- Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
- Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение (когда дети взволнованы, нервничают);
- Чистоговорки способствуют развитию голосового аппарата ребёнка, закреплению правильного произношения звуков (у детей отрабатывается звукопроизношение, развивается сила голоса, темп речи, чувство рифмы (даже сами пытаются составить чистоговорки). Меньше искажают слова, т. к. чётко слышат их в чистоговорках (коррекция фонетической стороны речи).
Спасибо за внимание.