Светлана Кудрина
Использование блоков Дьенеша в практике педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Формированию предпосылок учебной деятельности способствуют логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал разработал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Суть его подхода заключается в том, что математические знания
Публикация «Использование блоков Дьенеша в практике педагога-психолога» размещена в разделах
дети получают не в постоянных каких-то повторяющихся упражнениях, заданиях,а в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.
Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а так же восприятие, речь, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку,
выкладывает ряды по заданному алгоритму, моделирует и кодирует информацию). Каждый
ребенок стремится к творчеству и движению. Эта игра приносят детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг.
Применение блоков Дьенеша положительно влияет на речевое развитие ребенка: в процессе игры обогащается словарный запас. Дети активно употребляют антонимы и синонимообобщающие слова, начинают использовать все более сложные грамматические конструкции.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Игры и упражнения с блоками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли, положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Игровые упражнения и игры:
1. Знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине, толщине.
2. Способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Помогают развить умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях
информатики как алгоритмы, кодирование информ
ации, логические операции.
5. Способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.
6. Помогают развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7. Развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Принципы реализации:
-Системность.
-Учёт возрастных особенностей детей.
-Дифференцированный подход.
-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
-Гуманное сотрудничество педагога и детей.
Ожидаемый результат
-Высокий уровень усвоения детьми знаний о геометрических фигурах, форме, цвете, величине предметов.
-Умение рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.
-Дети научатся соблюдать правила в играх.
-Умение моделировать геометрические фигуры.