Мария Боголюбова
Интервьюирование как метод поисково-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
БОГОЛЮБОВА М. А.
ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ
ДС №10 «БЕЛОЧКА»
«ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
«Дети будут талантливыми, если развивать в них способность оригинально мыслить». Георгий Александров
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связанно с потребностью общества в неординарной, творческой личности.
Публикация «Интервьюирование как метод поисково-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Станет ли одаренный ребенок талантливым взрослым? Практика показывает, что это происходит далеко не всегда, но выявить потенциальные возможности, способности и склонности дошкольников – одна из многочисленных профессиональных задач педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации.
Поэтому основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Эффективным средством развития одаренности в дошкольном возрасте считается активизация обучения через организацию поисково-исследовательской, творческой деятельности.
Изучая структуру современных инновационных технологий, можно сделать вывод что одной из таких технологий является детская журналистика. Данная методика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
На основании этого был создан проект «Юный журналист», который реализуется в ходе педагогической деятельности дошкольной образовательной организации: с воспитанниками – в организации в ходе организации совместной деятельности воспитанников и взрослых, с педагогами в условиях проведения методической работы, с родителями – в ходе совместной деятельности.
Проект основан на интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально - коммуникативное развитие" в ходе образовательной деятельности и интеграции усилий участников образовательных отношений. Направлен на развитие патриотического чувства любви к стране и истории родного края у детей старшего дошкольного возраста, через организацию детско - взрослой медиа-группы "Привет ТV".
В ходе хорошо продуманной деятельности дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, выделять смысловые звенья диалога. При использовании диалогической речи в виде беседы происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, помогающее соотносить содержание с предметом и темой высказывания, а также овладевать простыми моделями фраз.
Метод интервьюирования позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия и помогает развивать личностные качества детей; учит преодолевать скованность; быть активным и самостоятельным собеседником; развивает уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи; овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.
Результативность интервьюирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План интервью – это перечень вопросов (вопросник).
Этапы составления вопросника:
• определение характера информации, которую необходимо получить;
• составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
• составление первого плана вопросника;
• предварительная его проверка путем пробного исследования;
• исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Знание технологии общения обогащает детей жизненным опытом, помогает развитию личностных качеств, готовит их к жизни в социуме. Только анализируя конкретные ситуации, активными участниками которых они были, дети могут воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.
Исходя из вышеизложенного, очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию личностного потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном возрасте. Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение, открывать новое, способность к осознанию своего опыта, главная задача нашего педагогического коллектива. Тем самым, решать сегодня актуальные проблемы будущего развития, человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя отечественной истории и культуры.
Достижение этой цели связывается с созданием условий для организации образовательной деятельности, через приобщение воспитанников дошкольного возраста к культуре и ценностям своей Родины, посредством музейной педагогики и экскурсионной деятельности через организацию детско – взрослой медиагруппы "Привет TV".
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания дошкольников, создает условия для погружения личности в специально организованную развивающую предметно - пространственную среду, имеющую исследовательскую, коммуникативную направленность. К тому же музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Первое место по популярности среди музеев в детских садах принадлежит мини-музею народного быта.
Задачи фольклорного мини-музея:
— приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
— воспитание у детей интереса к культуре своих предков, к культуре народов России и мира;
— патриотическое воспитание;
— художественно-эстетическое воспитание;
— знакомство с особенностями народного быта;
— воспитание у дошкольников основ толерантности;
— воспитание представлений о взаимосвязях разных культур;
В дошкольных учреждениях для организации работы с детьми в фольклорных мини-музеях применяются разнообразные формы и методы, одним из которых является интервьюирование.
Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зависимость от подготовки воспитателей, как теоретической, так и практической, а также от заинтересованности родителей.
Для активизации их деятельности запланированы обновленные формы сотрудничества: знакомство с проектом "Юные журналисты в мини - музее", изготовление пособий, атрибутов, консультации, видео - ролики, презентации "Профессии. Журналистика", "Эволюция телевизора", конкурсы семейного творчества, воскресные экскурсии в городской драматический театр, Центральную детскую библиотеку, ТРК.
В процессе работы родители постепенно вовлекаются в совместное творчество с воспитанниками и становятся активными участниками реализации Проекта.
Обращение к детской журналистике благодаря реализации проекта «Юные журналисты» наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса через патриотическое воспитание.