Светлана Красильникова
Консультация для родителей и воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеллектуальное развитие через обучение игре в шахматы дошкольников»
[/b]
Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Вашему вниманию предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? «Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? «Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? «Правила игры в шахматы» и многое другое.
Шахматы – это игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, действенное, эффективное средство их умственного развития.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
В связи с этим необходимо рассмотреть понятие, «интеллект», «интеллектуальное развитии». Существует огромное количество подходов к понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие». В психологическом словаре интеллект трактуется как (от лат. Intellectus – понимание, постижение) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. В. Штерн: «Интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности». Р. Немов: «Интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи». С. Л. Рубинштейн: «Интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей». Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер.
Проблему интеллектуального развития исследует Н. А. Менчинская. Эти исследования исходят из положения, сформулированного Д. Н. Богоявленским и Н. А. Менчинской о том, что интеллектуальное развитие связано с двумя категориями явлений:
-знания;
- операции, с помощью которых приобретается знание.
Также автор рассматривает в этой связи такие особенности интеллектуальной деятельности, как:
- быстроту (или, соответственно, замедленность) усвоения;
- гибкость мыслительного процесса (легкость или соответственно, трудность перестройки работы, приспособления к изменяющимся условиям задач);
-тесную связь (или, соответственно, разрозненность) наглядных и отвлеченных компонентов мышления;
-различный уровень аналитико-синтетической деятельности.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Таким образом, интеллектуальное развитие предполагает:
-дифференцированное восприятие;
-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
-рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
-логическое запоминание;
-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
-овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Отечественные психологи придерживаются мнения, что интеллектуальное развитие представляет собой непрерывный динамический процесс, протекающий в деятельности. В соответствии с этим определяется необходимость включения ребёнка в активную, разнообразную, прежде всего в ведущую деятельность, и использовать для этой цели нужно не только сюжетно-ролевую игру, но и игру с правилами. Доказано, что игры с правилами дети начинают осваивать обычно с возраста четырех лет, а в жизни детей старшего дошкольного возраста эти игры, занимают особое место. Одной из таких игр могут быть шахматы.
Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что ее считают одним из феноменов современной цивилизации. Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства. Отмечалась важная роль шахмат для развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д. Б. Богоявленская); развития интеллектуальных способностей (Н. Г. Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В. А. Сухомлинский); формирования образного мышления (Л. А. Венгер).
Существует многомерность определений «шахматы», «шахматная игра». Нам импонирует следующее определение, «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления» (Г. Клаус). Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций. Ученый Г. Лейбниц указывал, что шахматы служат «…для усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности». Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я. А. Пономарёв, "внутренний план действий". Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Несомненно, благотворное влияние шахмат на развитие памяти. Причем особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание. Гораздо важнее понимать смысл - стратегических и тактических идей, чтобы применять разные планы и комбинации.
Шахматы влияют не только на интеллектуальные функции, но и на характер человека в целом. Выдающийся советский психолог Б. Ананьев справедливо подчеркивал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». На развитие самостоятельности и активности личности в процессе шахматной деятельности указывают А. Бинэ, А. Нечаев и другие ученые. Приведем еще одно высказывание Г. Клауса: «…Шахматы – замечательная школа воспитание воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя».
Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.