Светлана Попелышева
Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема: "Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Составила
старший воспитатель МКДОУ
Ребрихинский детский сад "Улыбка"
Попелышева С. В.
2020 г
Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Сегодня учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в псих - речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т. п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.
Публикация «Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи» размещена в разделах
Поэтому в методике развития речи широко применяются инновационные методы, технологии, программы. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. На фоне интеграции дошкольного образования инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.
Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это возможно через решение более широких задач развития речи :
- поддержка детской инициативности;
- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.
Решение данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития :
Содержание Пути реализации
Широкое внедрение способов подачи материала, повышающих мотивацию детей к развитию речи Использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.
Формирование аналитико - синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. Символы звуков и их характеристик, графические схемы, мнемотаблици, дневники исследований.
Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. Стимуляция вопросно – ответной формы обучения (использование игровых упражнений «Мы журналисты» ; «Прав ли Незнайка?».
Активное использование элементов ТРИЗ для развития фразовой и связной речи. Проблемный сюжет, сочинение сказок.
Развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей (проблемное обучение). Активная роль ребёнка в получении, переработке информации : гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.
Развитие речевого творчества а процессе совместной деятельности и равноправного партнерства. Совместные проекты, поиск, проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя.
Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи у дошкольников. Стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру. Синквейн.
Сочетание двух методов: наглядного и словесного, направленных на повышение
эффективности развития связной речи. Использование при составлении связного рассказа различных моделей, речевого плана воспитателя.
Использование игровых и компьютерных технологий. Компьютерные игры, помогающие развивать речь детей.
Остановимся подробней на каждом подходе отдельно. Что значит использование мнемотехники в развитии речи?
Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание. Увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Помогает использовать данное направление дошкольной педагогике мнемотаблици.
Мнемотаблици – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.
Виды мнемотаблиц.
1. Развивающие
2. Обучающие
«Картинка + слово» (работа с открытками) ; «трансформация» (работа с пла-стилином, ковралином, липучкой) ; «Коллаж» (развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать).
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень
- дети преодалевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией.
Проблемное обучение – использование в работе с детьми проблемно - поисковых методов (проблемно – речевых ситуаций) .
Проблемно – речевые ситуации моделируются в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт) .
Этапы проблемного обучения
1. Знание или образец действия;
2. Создание проблемного поля;
3. Преобразующая деятельность ребёнка;
4. Новый личный опыт.
Уровни проблемного обучения
1. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему и сам её решает;
2. Воспитатель ставит проблему, а дети находят пути её решения;
3. Ребёнок ставит задачу, воспитатель помогает её решить;
4. Ребёнок сам ставит и решает свою проблемную ситуацию (задачу) .
«Синквейн» - от французского «пять строк».
Правила написания синквейна:
1 строка – существительное
2 строка - два прилагательных
3 строка - три глагола
4 строка – фраза из четырёх слов
5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Эффективность и значимость «синквейна»
- это его простота, его могут составлять все;
- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;
- это игровой приём;
- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Компьютерные технологии.
Данное направление широко применяется в настоящее время. Выделяют несколько преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес, положительные эмоции;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
- проблемные задачи, поощрения ребёнка при их правильном решении самым комфортным образом влияют на психику ребёнка;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.
А главное преимущество – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
Требования :
1 исследовательский характер;
2. легкость для самостоятельных занятий ребенка;
3. развитие широкого спектра навыков и представлений;
4. высокий технический уровень,
5. соответствие возрасту,
6. занимательность.
Принципы:
- от простого к сложному;
- от постоянного руководства к самостоятельной работе;
- чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы;
- частая смена видов деятельности;
- тесная связь компьютерной игры с дидактической;
- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, ученые делают вывод о том, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить детей к школе.