МААМ-картинки

Инновационные технологии в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Вера Поршина
Инновационные технологии в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Воспитатель: Поршина В. В.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, развитию речи и обогащению словаря, приобретению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Публикация «Инновационные технологии в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

Для получения качественных знаний, нужно постоянно искать новые, необычные формы, методы, интересные детям. Одним из таких методов я считаю метод моделирования проблемных ситуаций. Создание проблемных ситуаций позволяет детям доказывать свою точку зрения, используя ранее полученные знания. Проблемные ситуации я использую и при введении новой темы. Например, сочиняем с детьми сказку, в которой Баба Яга заколдовала воду и она стала непригодна для питья. Что же нам делать, ведь мы знаем, что без воды человек не может долго обходится! Появляется

Конспект занятия:

Знайка (или любой другой персонаж) и предлагает детям карточки, с помощью которых можно решить эту проблему. На столах у детей карточки, на которых изображено срезанное горлышко пластиковой бутылки, пластиковая бутылка, вата или салфетка, чайник. Размышляя, дети приходят к выводу, что нужно вставить отрезанную верхнюю часть бутылки, затем вставить в бутылку, положить вату, пропустить через вату воду, очищенную воду прокипятить.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно вошел в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с родителями и детьми.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Я считаю, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и развивает ребенка всесторонне. Нами создана копилка мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

На занятиях мы используем мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, повысить этим эффективность педагогической деятельности.

Основа любой современной презентации — облегчение процесса зрительного восприятия и запоминание информации с помощью ярких образов. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

• осуществление полисенсорного восприятия материала

• возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде

• объединение аудио видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из научной литературы

• возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы

• активизация зрительной функции, глазомерных возможностей ребенка.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Применяемые в процессе экспериментирования компьютерные и мультимедийные средства обучения вызывают огромный интерес у моих воспитанников.

С помощью современных технологий можно ярко проиллюстрировать то, что зачастую скрыто от наших глаз, доступно рассказать детям о процессах и явлениях, которые пронаблюдать в природе не представляется возможным из-за их пространственного или временного масштаба, а также смоделировать уже проведенные детьми эксперименты, если что-то осталось ими недопонято.

Свойства объектов неживой природы можно изучать, производя с ними практически любые манипуляции. С живыми объектами всё иначе. Процесс их изучения осложняется из-за риска нанести им вред. Не смотря на то, что интерес детей к ним очень велик, в большинстве случаев мы можем ограничиться лишь наблюдением за ними, и то, только тогда, когда они попадают в поле нашего зрения. В таких случаях мне на помощь снова приходили современные технологии. Я создавала презентации таким образом, чтобы они были схожи с экспериментом, а не воспроизводили факты. Так, для знакомства с покровной окраской, я, на примере кузнечика, продемонстрировала детям это свойство живых организмов.

Сначала мы «сажали» его на песчаную поверхность, и дети видели, что в такой ситуации кузнечику угрожает опасность, он сильно отличается по цвету от окружающей его среды и легко может стать чьей-нибудь добычей. Потом мы перемещали его на зелёный листок, где он, по мнению детей, «находился в безопасности».

Есть такие явления, как круговорот воды в природе, с которыми непросто познакомить детей в силу их сложности и масштабности.

Пронаблюдать отдельные процессы, составляющие круговорот, не составляет труда (вода при нагревании превращается в пар, он, в свою очередь, попадая на холодную поверхность, снова образует капельки воды, которые соединяются между собой в большие капли и падают вниз, а вот как соединить всё воедино, связав эти процессы с природными явлениями? В этом тоже помогает компьютерная презентация. Во время её демонстрации, детям задается ряд вопросов: что произошло? почему? что будет происходить дальше? К этому моменту мы с детьми уже изучили свойства воды, познакомились с её агрегатными состояниями, пронаблюдали процессы перехода из одного состояния в другое, поэтому дети, основываясь на уже имеющихся у них знаниях, предполагали, что будет происходить дальше.

Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с происхождением нашей планеты подчеркнуть, что сначала планета представляла собой огненный шар. Затем этот шар стал постепенно остывать.

В это время наблюдалось значительное появление вулканов. После презентации легко перейти к опытно-экспериментальной деятельности «вулкан».

А после эксперимента детям была показана картина того, что вулканы выбрасывали неимоверное количество воды, которая испаряясь, превращалась в облака. Начались проливные дожди, которые лили месяцы.

Так на Земле образовались океаны. И постепенно Земля приобрела современный вид.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия способен сделать маленький естествоиспытатель. Наряду с компьютерными технологиями, я пользуюсь синквейнами. Этот эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве расширения понятийного и словарного багажа. Синквейн, от французского слова «пять», означает белый стих, состоящий из пяти строк.

Синквейн составляется по определенному алгоритму. 1-строка – имя существительное. 2-я строка – два имени прилагательных, описывающих предмет или тему. 3-я строка – три глагола. 4-я строка — фраза из четырех и более слов, выражающая отношение к предмету или теме. 5-я строка – одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией. Таким образом, сочетание традиционных и инновационных методов, позволяет сделать опытно- экспериментальную деятельность детей более интересной, насыщенной, увлекательной.

Использование синквейна, мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Список литературы:

1. Агавона Е. Л., Алексеева М. Н., Алехина С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование № 1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. — С. 302

2. Алехина С. В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С. В., представленный 7.12. 2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование — вклад в будущее». — С. 102

3. Библиографическое описание: К. А. Михальченко Инклюзивное образование — проблемы и пути решения / Михальченко К. А. // Теория и практика образования в современном мире: -- СПб. : Реноме, 2012. — С. 206

4. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — №3. — 2010 г. — С. 136.

5. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — N 1. -С. 83- 92. — Библиогр. : с. 91 (8 назв.). — ISSN 1814-2052

6. Бутенко В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада / В. Н. Бутенко. — (Психология формирования личности) // Психология обучения. — 2010. — N 10. -С. 46-56. — Библиогр. : с. 55 (7 назв.). — ISSN 1561-2457

Публикации по теме:

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Фотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группеФотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе Фотоотчет о проведении опытно -экспериментальной деятельности в комбинированной группе Детское экспериментирование – эффективный метод.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 12:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вера Поршина (УИ 2580802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД