наталья немкова
Инновационные технологии и их роль в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
Публикация «Инновационные технологии и их роль в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В него входит две составляющие: нравственное воспитание и патриотическое воспитание.
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к истокам культуры нашего общества, пробуждения любви к родному краю и родной природе, воспитания уважения и любви к своей семье, воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам, преданности Отечеству. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются :
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время проведения НОД, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для воспитания юных патриотов, в своей работе я использую следующие технологии :
Технология «Квест-игра»
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Я использую следующие виды информационно-коммуникативных технологий :
-интерактивные экскурсии;
-обучающие презентации;
-развивающие, дидактические и компьютерные игры.
Использование на занятиях мультимедийного оборудования и гаджетов делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас.
Технология проектной деятельности
Технология проектирования является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
В рамках проекта можно организовать поисковую деятельность, в которой дети сами ищут ответы на интересующие вопросы. Например, они могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, и города в котором живут. Взрослые могут поделиться с ребятами знаниями об известных людях, а на занятиях дети обменяются полученной информацией, предложат свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий способствует уточнению и дополнению знаний детей.
В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.
Технология социальных акций
Традиционным, в работе нашего ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию, стало проведение тематических акций. Например, акции «Открытка ветерану», «Покормите птиц зимой», «Спасём ёжика», «Коробка храбрости» и другие. В рамках проводимых акций воспитанники могут участвовать в посильных для них мероприятиях. Например, дети вместе с родителями и воспитателями могут распространять наглядный агитационный материал: листовки, буклеты, информационные листы, рисунки, изготавливать транспаранты, плакаты. Для организации и проведения акции «Покормите птиц зимой» изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню». В рамках патриотической акции «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам, дети совместно с родителями изготавливают поздравительные открытки.
Музейная технология
Почему нужно создавать мини-музеи? Сейчас, в век компьютерных технологий, занятости родителей, либо каких-то других причин, большая часть дошкольников ни разу не были в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Поэтому в детском саду нужно создать свой собственный мини - музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно сделать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Но всё же, значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники выступают не только в роли посетителей музея, рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и являются создателями экспозиций, совместно с родителями и воспитателями изготавливают поделки по теме выставки, приносят из дома экспонаты. Дети могут быть и активными участниками экскурсии: рассказать о своём экспонате, презентовать выставку своей группы, задавать вопросы, беседовать. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры.
Таким образом, использование инновационных технологий в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников создает необходимые условия для формирования моральных и нравственных качеств, толерантности и патриотизма. Участие детей в квест-играх, проектной деятельности, включение в образовательно-воспитательный процесс ИКТ, проведение социальных акций, приобщение к музейной деятельности, позволяют развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, самостоятельно добывать знания, стремиться к получению результата.