Гельвих
Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ЧАЙКА»
ПРОЕКТ
«Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Чайка» : Гельвих Марина Анатольевна
п. Кировский
Публикация «Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Цель проекта:создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений между семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольников, повышение компетентности родителей в области воспитания. Внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей в соответствии с ФГОС ДОУ.
Задачи:
1)Установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.
2)Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
3) Повысить культуру родителей в области педагогики и детской психологии для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
4)Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, к совместной работе по обмену опытом.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители, дедушки и бабушки.
Тип проекта:коллективный, социальный, творческий.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – июнь).
Сроки реализации проекта :сентябрь 2015 года – июнь 2020 года.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Наглядные пособия: иллюстрации глиняных игрушек.
- Образцы глиняных игрушек и народного декоративного прикладного искусства.
- Технологическая последовательность изготовления глиняных игрушек.
- Использование музыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества.
Материал:глина, гончарный круг, керамические изделия, глиняные игрушки.
Актуальность проекта: воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей - это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность : дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Гипотеза:взаимодействие ДОУ с семьёй будет эффективнее, если нетрадиционные формы будут использоваться в комплексе с традиционными. На основе данного предположения я стала продумывать работу с родителями по новому, по современному, используя разнообразные формы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе.
Ожидаемый результат:
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:
• повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
• формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
• установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный
Цель: выявление особенностей детско-родительских отношений (анкетирование родителей, наблюдение за детьми во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности, обобщение результатов,
составление плана дальнейшей деятельности с родителями.
Формы работы с родителями
информационно-аналитическая :
1) Анкетирование:«Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»,
2) Презентация группы «Развитие мелкой моторики рук» (обобщение опыта с родителями, «Лучшая веранда в ДОУ» на сайте МБДОУ в сети интернет
3) Информационный стенд : «Возрастные особенности детей 5-7- го года жизни».
4) Составление перспективного плана мероприятий.
5) Подготовка к проведению мероприятий.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна.
II этап – основной
Цель: реализация плана взаимодействия с семьями воспитанников, использование творческих возможностей каждой семьи в тесном сотрудничестве в воспитании детей,установление доверительных отношений в процессе совместной деятельности, размещение информационного и продуктивного материала на стендах и выставках.
Формы работы с родителями
познавательная форма : знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
Родительские собрания в нетрадиционной форме по темам :
1) «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе в соответствии с ФГОС» - круглый стол
2) «О здоровье всерьез» - деловая игра
3) «Семья на пороге школьной жизни ребенка» - практикум.
Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.
В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе. Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?». Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Было много восторгов и удивлений.
На собрание были приглашены специалисты: учителя школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональнаяоткрытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
III этап – заключительный (май)
• Оформление выставки «Чудеса из глины».
Цель: представить выполненные глиняные поделки, создать радостное настроение.
• Открытое интегрированное занятие для родителей по теме: «Лепка «Петушка» по мотивам дымковской игрушки».
Цель: показ родителям приёмов работы с детьми по лепке, возможность умений в воспитании в семье.
• Подведение итогов реализации проекта.
Цель: презентация проекта на педагогическом совете, интернет ресурсов доу.
Результаты проекта.
Выводы по итогам проведё нного проекта:
- Дети проявляют желание общаться с прекрасным, включаются в образовательные ситуации эстетической направленности, занимаются художественной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
- Эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению
художественного произведения.
- При восприятии предметов и явлений окружающего мира различают формы, размеры, цвет.
- В процессе собственной деятельности - стремятся создавать выразительные и интересные образы, выбирают при небольшой помощи взрослого и правильно используют инструменты и материалы.
- Владеют отдельными техническими умениями (оттягивают из целого куска глины, прищипывают – уши, клюв, прижимают и сглаживают поверхность пальцами, вдавливают шар для получения полой формы - чашки).
- Организация выставки в группе стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Творческий проект «Превращения из глины» успешно осуществлен, но работа в данном направлении продолжается по настоящее время. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
В основу моей работы положены многолетние наблюдения и анализ результата продуктивной деятельности детей; изучения влияния работы с глиной на разные стороны развития ребё нка: психические функции, речь, сенсорика, познавательное развитие. Всё это отразилось в диагностике. Как видно из данных, представленных в диаграмме, на начало проекта уровень знаний детей о глине был не сформирован - 49%; к концу проекта сформирован - 78%; диагностика проекта показала - 29% положительный результат воспитанников. Именно этот вид деятельности способствует самоутверждению ребёнка от «я не умею» к удивлению «у меня получилось», утверждению «я всё смогу». Это делает детей успешными и в других видах деятельности.
Сформировано на начало проекта ~ 49,6%
Сформировано на конец проекта ~ 77%
Положительный результат ~ 27,4
По данной теме изучила литературу:
1. Федотов Г. Я. «Послушная глина» «АСТ-ПРЕСС» 1999г. ;
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в д/с» - М «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2006г. ;
3. Рондели Л. А. «Народное декоративно-прикладное искусство» М, «ИСКУССТВО» 1994г. ;
4. Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978г. ;
5. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду» «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1961г. ;
6. Горичева В. С. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» «Академия развития» 1998г. ;
7. Михалёв С. В. «Лепка глиняных игрушек» «Учитель» 2009г.