Ирина Шенина
Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Просвещение родителей в сфере образования и воспитания призвано стать ключевым направлением в развитии системы образования, а так же формирования доверительных и компетентных отношений семьи и образовательной организации. Современные родители становятся всё более активными участниками образовательных отношений. Таков результат целенаправленных действий системы образования по вовлечению родителей в управление образовательной организацией, развитие традиций детско-родительских мероприятий. Большую роль представляет собой просветительская работа системы образования, направленная на формирование и развитие родительских компетенций.
Публикация «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Формы взаимодействия ДОУ и семьи - это многообразие организации совместной деятельности и общения.
Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребенка, незнанием его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений. Поэтому необходимо развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
В последние годы в связи с перестройкой системы образования приоритетными становятся нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве педагогов и родителей. Нетрадиционные формы направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. Учитывая занятость современных родителей, всё шире используются такие формы педагогической помощи как: родительская электронная почта, телефон доверия, лекотеки, медиатеки, целевые проекты, различные виды родительских клубов, информационные центры, игротеки и многие другие.
Так же в современном ДОУ используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Следует отметить основные характеристики «интерактива» :
- специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых участник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность
- взаимодействие организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения
- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию задач
- каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности
- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения
- формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы
- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы
- участник может выразить свое мнение, взгляд, дать оценку и отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее
- участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях
- показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность, с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными: обмен опытом; выработка общего мнения; формирование умений, навыков; создание условия для диалога, группового сплочения; изменения психологической атмосферы.
Задача педагога в интерактивной технологии - фасилитация (поддержка, облегчение, направление и помощь процессу обмена информацией :
– выявление многообразия точек зрения
– обращение к личному опыту участников
– поддержка активности участников
– соединение теории и практики
– взаимообогащение опыта участников
– облегчение восприятия, взаимопонимания участников
– поощрение творчества участников.
Таким образом, каждая образовательная организация самостоятельно определяет те формы взаимодействия с родителями, которые считает эффективными для использования в своем детском саду с родителями своих воспитанников, как участниками образовательных отношений. Это помогает повысить педагогическую компетентность, а также приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы, создать условия для полноценного общения родителей, педагогов, детей.