Ирина Вилимавичюте
Инновационные формы работы в приобщении детей и родителей к истории и культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Огромная роль в воспитании любви к родному краю отводится народной истории и культуре, её традициям. Общение с народной историей и культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе работы ребёнок раскрывается как цветок, а родители начинают интересоваться народной историей и культурой, видя изменения в своём ребёнке. Приобщение детей и родителей к традиционной народной истории и культуре должен осуществлять детский сад. Как сделать эту работу интересной и для детей, и для родителей? По итогам мониторинга выявлены самые интересные и эффективные - инновационные формы работы с детьми и родителями. Инновация – это создание, освоение, использование и распространение новшеств.
Публикация «Инновационные формы работы в приобщении детей и родителей к истории и культуре родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
1. Основная цель организуемых мероприятий – приобщение к истории и культуре родного края, сближение поколений, укрепление детско-родительских отношений. Основной принцип – приоритетность регионального исторического и культурного наследия : воспитание патриотизма с целью уважения к своему прошлому и настоящему, приобщение к национальному историческому и культурному наследию, традициям. Разнообразие форм и методов работы позволяет эффективно вести работу в данном направлении. Перечислим формы работы : мероприятия с использованием ИКТ, работа в мини - музеях, проектная деятельность, презентации, создание фильмов, СD-тека, Интернет ресурсы, занятия ON-LAIN, обрядовые праздники.
2. НОД с использованием информационных коммуникационных технологий мы эффективно включаем в различные виды образовательных областей, в т. ч. при ознакомлении детей с историей и культурой родного края. Включаем в занятия виртуальные экскурсии, презентации. К юбилею нашего великого земляка было проведено бинарное занятие с использованием ИКТ «Из Холмогор в Москву». На протяжении всего занятия дети выполняли разнообразные задания, проводили опыты в лаборатории, исполняли северные народные песни, водили хороводы. Самым интересным моментом занятия для всех присутствующих оказалось появление М. В. Ломоносова. По отзывам педагогов города, дети показали прекрасные знания о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.
3. Этнографический мини-музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Это мощное средство восприятия исторического сознания, доступное и интересное не только детям, но и их родителям : обращение к предметному миру старины, подход к культуре прошлого через предметы старины, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставил след те, кто ими владел. Знакомясь с подлинными вещами, дети и родители осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то. Прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о жизни, быте и укладе прошлого.
В экспозиционном зале воссоздан интерьер крестьянской избы: «красный угол» с иконами, стол с самоваром и лавками, печь с ухватом и кочергой, полки с посудой и горшками; в «Бабьем закутке» - деревянная кровать, покрытая лоскутным одеялом, домотканый коврик, в зыбке, прикрепленной к потолку, лежит малыш (кукла); сундук с вещами, прялки, резное зеркало.
В мини-музее представлены росписи нашего края, предметы народно-прикладного искусства. На занятиях кружка «Изучаем родной край» дети имеют возможность непосредственно ознакомиться с историей создания росписей, с их элементами, оценить красочность и многообразие цветовой гаммы. Дети и родители выполняют прекрасные работы для выставок на основе северных росписей.
Традиционными являются встречи с родителями в мини - музее : семейные вечера, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают свои семейные традиции, играют с детьми. В течение года проходили встречи на следующие темы: «Традиции русской семьи», «Народная игрушка», «Обрядовые куклы» с проведением мастер-класса по изготовлению куклы.
4. Одним из важных аспектов работы мы считаем ознакомление детей и родителей с жизнью и творчеством нашего великого земляка М. В. Ломоносова. На базе нашего детского сада создана и апробирована программа «Северное сияние», автор Томилова И. В., по которой работают педагоги нашего региона. В работе кружка выделен блок занятий, посвященный М. В. Ломоносову. Одной из форм работы - тесное взаимодействие с родителями в проектной деятельности. Результатом такой работы стал проект «Ломоносову посвящается…»,
Проблема: формирование знаний родителей и детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, недостаток в информационном и демонстрационном материале. Цель: расширение представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, тесное взаимодействие с родителями в данной работе, пополнение экспозиции мини – музея М. В. Ломоносова, центров краеведения, CD – теки. Задачи: 1. Формировать у детей и родителей интерес к жизни и творчеству М. В. Ломоносова. 2. В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию у
старших дошкольников и их родителей интереса к М. В. Ломоносову. 3. Привлечь родителей к работе МДОУ по данной теме.
Результаты:
Дети и родители получили знания о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, приняли активное участие в мероприятиях ДОУ, выполнили все пункты проекта. Благодаря участию в проекте, осуществляется тесное взаимодействие с детьми и родителями по вопросам развития интереса к жизни и творчеству нашего великого земляка М. В. Ломоносова.
5. Ещё один плюс – дистанционное обучение родителей. Мы предлагаем родителям диски с виртуальными экскурсиями: «Места г. Архангельска с именем Ломоносова», «Село Ломоносово», «Памятник Петру 1», «Памятники искусства г. Архангельска»; мультимедийные презентации, информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду. Если ребёнок пропустил занятия по разным причинам, он может наверстать упущенное, просмотрев дома с родителями представленный материал. А родители, изучив информационный материал, могут объяснить ребенку представленный фильм или иллюстрации.
6. В качестве эксперимента в формате ON-LAIN мы провели обрядовый праздник «Сороки». Подключив через интернет «Skype», родители имели возможность смотреть занятие, находясь дома. После просмотра родители могли похвалить своих детей, пообщаться, поделиться своими впечатлениями. Родители данный эксперимент оценили на высоком уровне, на собрании поделились своими впечатлениями с другими родителями, которые смогли посмотреть это занятие на сайте детского сада.
7. Творческая группа работников дошкольного учреждения создала сайт «Детский сад «Ветерок». Заинтересованные родители имеют возможность ознакомиться с жизнью учреждения через Интернет, просмотреть фоторепортажи и видеоматериалы о различных мероприятиях: экскурсии (в краеведческий музей, в детскую библиотеку № 3, занятия («Сороки», «Из Холмогор в Москву», «Ломоносовские мозаики», «Пасха», «Якие мы, поморы!», повседневная жизнь (сюжетно-ролевые игры в мини-музее, дидактические игры). Многие родители сами размещают свои видео - записи, фоторепортажи с мероприятий на сайте ДОУ, сами общаются на форуме.
8. Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребенка. Именно поэтому нам нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в знаниях об истории и культуре родного края, научить сотрудничать с ребенком, любить и понимать его. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приобщения детей к истории и культуре родного края, разнообразные инновационные формы проведения мероприятиях стали отличительной чертой нашего ДОУ. Мы надеемся, что наша совместная работа будет продолжена родителями в дальнейшем, даст ребёнку вырасти чутким, отзывчивым, любящим свой родной край и Родину.